Газета
Подписаться
USD57.705
Евро68.07
ММВБ2082.08
РТС1137.19
S&P 5002496.66
Brent58.19
Золото1304.2
На правах рекламы

«ИТ сегодня — это реальный сектор, который позволит России слезть с нефтяной иглы и диверсифицировать экономику»

О том, как в России меняется спрос на информационные технологии, как выглядит современный ИТ-рынок, а также о том, в каком направлении будет развиваться бизнес группы AT Consulting, рассказал ее владелец и генеральный директор Леван Васадзе.

Информационные технологии сегодня — это реальный сектор экономики, ведь для организации любого производственного процесса в первую очередь нужна ИТ-платформа, уверен владелец и генеральный директор группы AT Consulting Леван Васадзе.

В ноябре 2016 года он приобрел 95 % AT Consulting, одного из ведущих игроков на рынке ИТ-услуг. По словам Левана, его работа — это построение эффективных бизнесов и создание национальных лидеров. «Я не во всех своих компаниях надевал пиджак генерального директора, но ИТ — молодая индустрия, безумно интересная и динамичная. Поэтому я решил занять эту позицию, тем более что сейчас переходный период, и компанию надо выводить на качественно новый уровень прозрачности, управления бизнес-процессами, корпоративной известности, доступа к капиталу, клиентам, управленческим и административным ресурсам. Мы с командой хорошо дополняем друга друга с точки зрения опыта и навыков».

Тенденции и правила игры

Программное и аппаратное обеспечение — одна из первых статей расходов, которые сокращались в 2015–2016 годах. Некоторые откладывали обновление ИТ, однако природа ИТ такова, что не терпит устаревания, а устаревают технологии очень быстро. «Искусственное сжимание пружины спроса на ИТ, которое произошло в кризис, сейчас дает обратный эффект, — рассказывает Леван Васадзе. — Мы проходим кризисный период вместе с остальной экономикой, но бета-коэффициент — корреляция между продажами и ВВП — в индустрии очень высокий. Это означает, что в плохие времена, в периоды стагнации рынок падает быстро, но так же оперативно восстанавливается».

Важный для ИТ-рынка фактор — развитие аутсорсинга. У крупнейших компаний на Западе до 2 % от ИТ-затрат может приходиться на аутсорсинг, а в России в среднем по рынку этот показатель находится в районе 0,3–0,5 %, по оценкам AT Consulting, что очень мало. Это говорит о том, что у ИТ-аутсорсинга — огромный внутренний потенциал роста, в том числе в системе принятия решений руководством.

Леван Васадзе имеет богатый корпоративный управленческий опыт. Вспоминая работу в топ-менеджменте АФК «Система», он говорит, что раньше чуть ли не каждая портфельная компания группы считала, что ИТ должны делать собственные сотрудники. Но сегодня такое видение уходит — структура рынка меняется и спрос на аутсорсинг растет. На рынке ИТ хорошее предложение расширяет спрос. «Мы надеемся быть в авангарде культуры аутсорсинга и расширения предложения», — подчеркивает Леван.

Еще одна важная особенность российской ИТ-индустрии заключается в том, что нет так называемого домашнего бренда (household brand). И AT Consulting как раз собирается им стать. «Мы хотим, чтобы как Google ассоциируется с поиском в интернете, так и при упоминании ИТ любой человек, хоть ночью его разбуди, называл наш бренд», — говорит бизнесмен.

Активные заказчики

Традиционно в информационные технологии вкладывались компании, которые имеют дело с массовым обслуживанием физических лиц. Это представители телекоммуникационного сектора, банки, ритейлеры. Есть мнение, что в этих отраслях идет спад спроса на ИТ-решения. По мнению Левана Васадзе, в «клиентских» индустриях не только нет стагнации, но и, напротив, все только начинается. Игроки переживают разные циклы развития, но они всегда будут нуждаться в ИТ, особенно в банковском секторе, где последнее время часто говорят, что банк вовсе не банк, а ИТ-компания. Но теперь диджитализация также идет и в ТЭК, в данной отрасли требуется повышать эффективность бизнес-процессов.

Представители госсектора и бюджетные ведомства, оказывающие услуги населению, также активно внедряют новые разработки. В нише госуслуг можно существенно улучшать и повышать транспарентность продукта за счет ИТ.

Можно выделить и другие отрасли, которые начали активно инвестировать в ИТ и совершенствовать инфраструктуру. Например, сельское хозяйство: аграрный бизнес в России стал активно расти с курсом на импортозамещение. Транспорт и логистика благодаря ИТ получили новый виток развития.

«Если у меня спрашивать, чем занимается AT Consulting, то самым правильным ответом будет: мы улучшаем эффективность компаний и их жизнь, — говорит Леван Васадзе. — В российских организациях большие внутренние резервы для повышения эффективности, которые как раз раскрываются и реализуются через современные ИТ-решения».

Что нужно клиентам

ИТ — это инструмент повышения прибыльности и эффективности бизнеса, и такие решения нужны во всех индустриях. Что касается продуктов, максимально востребованных на рынке, их выбор зависит от отрасли, масштаба бизнеса и т. д. Есть продукты-драйверы — CRM-системы, инструменты BI (бизнес-аналитика), есть и масса более точечных решений. Но, как говорит Леван Васадзе, важно не просто внедрять современные технологии, важно понимать, для чего они нужны бизнесу и что это внедрение даст.

Большинство крупных игроков на рынке ИТ начинали свой путь с торговли «железом». AT Consulting же изначально задумывалась как консалтинговая, экспертная команда. «На уровне ДНК компании это сказывается, и это причина, по которой я инвестировал в компанию, — поясняет Леван. — Я верю в культуру сервиса, верю, что будет расти аутсорсинг, и я искал компанию, «заточенную» именно под такие ценности. Исторически наша задача — не толкнуть «железо» или ПО, а понять, что нужно клиентам, найти и предложить такое решение».

«Мы не просто ИТ-консультанты, а консультанты-инженеры, — поясняет Леван Васадзе. — Консультанты говорят, консультируют, а инженеры воплощают в жизнь. Мы и оказываем качественную консультацию с высоким уровнем экспертизы, и претворяем наши предложения в жизнь, добиваясь положительного эффекта для бизнеса».

Мир меняется, и бизнес меняется вместе с ним, особенно сервисный. «Наш портфель продуктов заведомо ограничен — пусть даже большим количеством партнеров, вендоров, — поясняет Леван Васадзе. — Но мы должны быть еще и своего рода брокерами на рынке ИТ, мы должны выбирать то решение, которое лучше всего подойдет нашему клиенту по соотношению цена — качество и решит поставленные им задачи». Это может быть и российское ПО, и решения, основанные на свободном доступе (по сути, бесплатные), и продукты мировых брендов.

Еще один вектор стратегической важности — стирание границ между бизнес-консалтингом и ИТ-консалтингом, процесс начался 5-6 лет назад, и он будет только нарастать, уверен Леван. Конечно, быстро все не сольется воедино, но диффузия этих двух сфер компетенций очевидна. В будущем многие ИТ-консультанты начнут разбираться в консалтинге в целом, а консалтеры — в ИТ-направлении. «Кому что проще сделать — это вопрос дискуссионный, — говорит Леван Васадзе. — Но для AT Consulting в рамках развития нашей бизнес-модели следует наращивать мускулы в улучшении реинжиниринга бизнес-процессов, и мы это будем делать, правда, пока аккуратно и осторожно, дабы не выглядеть дилетантами. Экспертиза — ключевая тема для нас».

Идеальный объем инвестиций в ИТ

Для бизнеса важно правильно оценивать необходимый объем инвестиций в ИТ и понимать, что на конкретном этапе развития требуется конкретное решение. Например, с системой управления взаимодействием с клиентами можно повысить продажи или с системой планирования — понизить издержки. При этом KPI любого внедрения должны быть счетными.

«Мы каждый раз говорим клиентам: не делайте ничего ради красоты, — рассказывает Леван. — Хотите иметь более продвинутую CRM-систему — давайте посчитаем, что она вам даст, посчитаем NPV проекта». В некоторых отраслях прослеживаются определенные модные тренды, скажем, сложно представить банк, который не цифровизуется, но даже кредитным организациям лучше сначала считать, что принесет им диджитализация, как быстро отобьются потраченные деньги.

Любые вложения в ИТ должны приносить положительный эффект с точки зрения финансового результата, уверены в AT Consulting. При этом планирование может быть разным — к примеру краткосрочным, с 12-месячным горизонтом, а можно быть стратегом на среднесрочную перспективу в 3–5 лет. Некоторые компании понимают, что со своими архаичными ИТ-системами они не смогут конкурировать с другими игроками и предоставлять клиентам услуги высокого качества. Положительных примеров такого долгосрочного по российским меркам планирования уже много и в госсекторе.

Преимущества ИТ-консалтинга

Работу ИТ-консультантов можно разделить на две части: развитие некоего решения и обслуживание решения, системы, технологии — чего-то необязательно созданного руками ИТ-консультантов. В этих двух направлениях — разная динамика спроса в разных отраслях. Но в AT Consulting знают, как стимулировать спрос: если заказчик не хочет рисковать и сильно тратиться, компания может в качестве пилотного проекта взять на обслуживание существующие мощности и показать работу на живом примере. «Очень часто разговор о сотрудничестве начинается именно так, — рассказывает Леван Васадзе. — И если мы молодцы, он перерастает в более длительную и взаимовыгодную историю». Дальше срабатывает «сарафанное радио». «Мы продаем то, что нужно клиентам, что дает результат», — подчеркивает топ-менеджер.

Кроме того, мир двигается в сторону специализации, что дополнительно стимулирует спрос на ИТ-консалтинг и аутсорсинг. Банк в этом мире оценивает риски, ритейл создает эффективную структуру мерчендайзинга, а не занимается ИТ. Безусловно, можно делать все, но рано или поздно возникнет вопрос качества.

Важными преимуществами бизнеса AT Consulting являются экспертиза и переложение ИТ-решений в финансовые показатели компаний-клиентов. Но есть еще одно, нечто большее, чем все вышеназванное. Это — культура сервиса. «Все хотят быть №1 в чем-то, и мы хотим быть лидерами с точки зрения надежности, быть командой, на которую можно опереться», — комментирует Леван Васадзе. Именно поэтому в компании идут по мере возможности на уступки и гибкость по отношению к клиентам, с финансовыми отсрочками, решают дополнительные вопросы в любое время дня и ночи — словом, вкладывают в своих клиентов деньги, время и энергию.

«Мы — универсальные бизнес-помощники. Служба 112, если хотите! И это нечто большее, чем прибыль и дивиденды, — говорит топ-менеджер. — Драйв и мотивация наших ребят, нашей команды в этом и состоит; может быть, это звучит романтично для ИТ, но это так. Люди радуются: чувствуют, что они нужны и помогают клиентам».

Территориальная экспансия

Долгое время AT Consulting росла органически, но сегодня компании нужно делать больше шагов в направлении развития бизнеса, что называется «поднажать на газ», уверен ее владелец.

«На федеральном уровне часто говорят об уходе с нефтяной иглы в другие сектора экономики, и ИТ — это именно такая индустрия, в которой мы можем наращивать экспорт, — заключает Леван Васадзе. — Надо сделать былью то, что Россия — ИТ-держава, и все предпосылки для этого есть. Мы одна из компаний, готовых внести существенную лепту в данный процесс. Очень показательны израильский и индийский примеры. Так, индийский годовой экспорт ИТ-услуг уже превысил $120 миллиардов, и Россия — одна из немногих стран, которая имеет все предпосылки для успешной, масштабной конкуренции в данной отрасли. Здесь главное — умело «поженить» блестящие умы наших ИТ-специалистов с передовыми международными практиками профессионального бизнес-сервиса». Будучи «ремесленником построения компаний», как он сам о себе говорит, Леван видит здесь удачную синергию между ИТ-компетенцией AT Consulting и своими навыками.

Бюджет AT Consulting построен на двух носителях — это существующий портфель и новые клиенты. По существующим клиентам таргет понятен: внедренные системы надо качественно сопровождать и, где это возможно, развивать сотрудничество. Главное — знать нужды и запросы клиентов, а также иметь возможность идти навстречу. К примеру, работать на условиях отсрочки платежа — у крупного игрока рынка такая возможность есть. Или, скажем, увидеть, что клиент готов к внедрению инструментов бизнес-аналитики, — почему бы проактивно ему это не предложить? «Хорошее предложение рождает спрос», — отмечает еще раз Леван Васадзе. С новыми клиентами стратегия AT Consulting — тиражирование опыта в банках, телекоме, госсекторе и др.

Но есть и еще два вектора развития. Речь идет об M&A-сделках и международной экспансии. «До сих пор мы росли только органическим путем, а сейчас рынок будет консолидироваться, — говорит предприниматель. — Я это видел в других индустриях — телеком, финансы, туристический бизнес, моя профессия — это строительство компаний, формирование национальных лидеров на различных рынках».

AT Consulting уже присутствует в Казахстане, Узбекистане, на Украине, в США. В планах — усилить кооперацию с Индией и покрыть страны Восточной Европы и бывшего СССР в последующие несколько лет. Исторически модель территориального расширения консервативная: компания идет за клиентами, не тратит деньги на открытие офисов и освоение неизведанных рынков. Например, именно так AT Consulting пошла за «Билайном» в Казахстан, а после сделала полностью цифровой банк Altyn-i и реализовала ряд других проектов для местных бизнесов. Но сегодня этого может быть недостаточно, думает предприниматель. Поэтому сотрудничество с теми же индийцами интересно AT Consulting вдвойне, и с ними уже обсуждаются пилотные проекты, обе страны заинтересованы в усилении экономики и кооперации вне сырьевых рынков.

«Что касается M&A, я сторонник выборочного подхода, покупать компании надо ради синергии между командами, услугами и клиентскими базами, а не M&A ради M&A, — говорит Леван Васадзе. — К нам приходят каждую неделю с предложениями купить компанию, но это стоит делать для улучшения обслуживания существующих или новых клиентов. ИТ-бизнес — это бизнес людей, и мы будем смотреть на конкретные цели и ожидаемый эффект. Рынок консолидируется, мы как одни из лидеров индустрии будем в этом участвовать, в том числе и как покупатели».

ООО «ЭйТи Консалтинг»,127015, Россия, Москва, ул. Большая Новодмитровская, д. 14, стр. 2

Телефон: +7 (495) 748-05-75, E-mail: clients@at-consulting.ru