Газета
Подписаться
USD57.4825
Евро67.74
ММВБ2071.83
РТС1134.45
S&P 5002575.21
Brent57.89
Золото1284.2
На правах рекламы
Бесплатный
РЕКЛАМА

История в деталях. 10 лет компании CiV Life на рынке страхования жизни России

История CiV Life – это, по сути, история становления российского рынка страхования жизни и развития банковского страхования. Компания пришла на российский рынок в 2007 году и активно начала бизнес в сложном 2008 году, но, благодаря эффективной стратегии, быстро смогла войти в Топ-10 игроков на рынке страхования жизни. CiV Life совместно со стратегическим партнером АО КБ «Ситибанк» построила уникальную бизнес-модель, которая позволила на протяжении последних лет демонстрировать компании более 36% ежегодного роста бизнеса[1] . 2016 год стал наиболее успешным финансовым годом для CiV Life. О настоящем и будущем компании рассуждают ее руководители Дмитрий Балакин и Кнут Алекс.

Важные этапы

Компания начинала бизнес в России в 2008 году, когда многие иностранные финансовые институты выходили на этот рынок и видели отличные перспективы для развития. Сегодня же CiV Life осталась одной из немногих успешных страховых компаний с иностранным капиталом.

Мы начали с так называемого green field[2], с нуля. Тот факт, что мы уже 10 лет успешно развиваемся в России, говорит о серьезном подходе наших акционеров – крупной европейской финансовой группы Talanx – к ведению бизнеса в России, а также о том, что компания смогла правильно себя позиционировать на локальном рынке и найти верный путь развития.

С 2009 года, со второго года работы в России, CiV Life неизменно входит в Топ-10 российских страховых компаний по страхованию жизни и является лидером среди компаний этого сегмента с иностранным капиталом в стране[3].

2008-2009 годы были самым сложным временем. Во-первых, старт бизнеса, когда нам надо было доказывать Ситибанку, что мы являемся правильным партнером для него в России. Во-вторых, непростой экономический период для всех, в который и нам, и другим финансовым институтам приходилось преодолевать проблемы, связанные с кризисом в стране и в мире.

Нам было немного проще, чем многим другим компаниям проходить кризис, так как у нас не было проблемных портфелей предыдущих периодов. При этом совместно с Ситибанком мы доказывали клиентам, что именно в таких сложных условиях долгосрочное финансовое планирование, программы накопительного страхования жизни сроками от 5 лет и больше – это правильный и нужный продукт. Мы понимали, что долгосрочные накопления надо диверсифицировать, и наши продукты изначально были номинированы в трех валютах – евро, долларах и рублях. CiV Life стала первой на российском рынке компанией, предложившей клиентам программы накопительного страхования жизни, номинированные в евро.

В 2011 году CiV Life достигла точки безубыточности, и с этого момента показатель ROE[4] демонстрировал рост в среднем более чем 25%[5]. Такой результат был достигнут нами в течение 4 лет, когда обычно это занимает около 5–10 лет для российских страховых компаний.

После этого мы работали над повышением эффективности бизнес-процессов, построили правильную ИТ-инфраструктуру, усилили команду, которая была нацелена на рост. Безусловно, основу нашего успеха мы закладывали в первые несколько лет.

Следующим важным этапом развития бизнеса CiV Life стал рост рынка страхования и появление инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) в стране. ИСЖ в России устроено таким образом, что вся сумма взноса гарантирована к возврату, а в Европе таких гарантий нет. Для акционеров из Европы российское ИСЖ – достаточно сложная финансовая инженерия. Мы объясняли им, что это правильный бизнес, которым нам тоже надо заниматься.

В итоге нам удалось предложить клиентам программы ИСЖ и успешно их позиционировать в рамках линейки продуктов долгосрочного финансового планирования для клиентов. Сейчас у нас успешно работают и развиваются 4 линии бизнеса: накопительное страхование жизни, инвестиционное страхование жизни, кредитное страхование (страхование кредитозаемщиков и держателей кредитных карт), страхование от несчастных случаев.

Эффективная бизнес-модель

Ключевой фактор успеха – правильная бизнес-модель, фокус только на одном канале продаж, и этим мы отличаемся от многих компаний на рынке. Мы – специализированная компания и занимаемся только банковским страхованием.

Ставка на один канал дистрибуции сработала, «выстрелила». Сегодня он стал очень важным в целом на страховом рынке и, пожалуй, главным в сегменте страхования жизни.

Плюс, конечно, мы выбрали правильного партнера, банк, который смог обеспечить качественную и успешную дистрибуцию нашего продукта. Ситибанк обладает одной из самых профессиональных команд по рознице на российском рынке, которая умеет правильно оценить потребности и задачи, стоящие перед каждым клиентом относительно долгосрочного финансового планирования, и сюда логично интегрируются продукты CiV Life.

Конечно, присутствует небольшой секрет – сотрудничество между Ситибанком и Talanx, нашими акционерами, прослеживается на протяжении нескольких десятилетий. Когда Ситибанк вел розничный бизнес в Германии, Talanx стала партнером кредитной организации по предоставлению страховых услуг. На основе сложившегося сотрудничества группа пришла к выводу, что успешный европейский опыт можно перенести и на другие рынки.

Было создано две компании – в России и Турции, которые начали успешно развиваться. Таким образом, мы взяли опыт из Германии и перенесли его на российскую почву. Звучит достаточно просто, но на самом деле, когда тиражируешь что-то из страны в страну, не всегда процесс идет легко. Бизнес-модель надо было адаптировать к российским реалиям. Этим мы и занимались первые годы, и наши продукты оказались очень востребованы. Банковское страхование на тот момент было не сильно развито, мы нашли правильный канал дистрибуции.

Наши клиенты

Наш клиент – это в первую очередь успешный человек, который думает о том, как позаботиться о своем будущем. Общая фраза, но если проанализировать, что в нее вложено, очевидно, что людей, живущих по этому принципу, не так много. Но их становится больше и больше с каждым годом. Уровень финансовой культуры в России растет, запросы и ожидания клиентов становятся выше. Компания реагирует на это, разрабатывая и предлагая новые продукты, соответствующие современным рыночным тенденциям. Можно сказать, что CiV Life растет вместе с теми людьми, для которых работает. Это наш рынок, и в данном случае синергия с банками-партнерами отлично работает: мы вместе предлагаем целевому клиенту продукты, подходящие ему для ответственного финансового планирования.

В Европе одними из основных продуктов являются полисы с аннуитетными выплатами, которые в России покупают единицы. Человек передает капитал в управление страховой компании, а когда достигает определенного возраста, страховщик выплачивает ему деньги ежегодно или ежемесячно в виде определенной суммы (аннуитета). В России же люди, которые обладают накопленным капиталом, предпочитают сами им управлять. Когда-нибудь произойдет прорыв, и страховые компании завоюют доверие сограждан. Тогда люди доверят управление своим капиталом профессиональным финансовым институтам, и это будет будущий драйвер роста российского рынка страхования жизни.

Пока же таким драйвером является инвестиционное страхование жизни. Часто говорят о разнице условий программ ИСЖ в России и в Европе. В Европе это рынок unit linked[7], где, по существу, страховые компании соревнуются с ПИФами по управлению деньгами и не предоставляют клиентам гарантии возвратности. Продукты же российского рынка предполагают существенную финансовую гарантию (у нас в компании 100%-ю). Для России это скорее плюс, чем минус: россияне, обращаясь в страховую компанию, ожидают защиты.

Инновации в страховой индустрии развиваются и на российском, и на европейском рынках. Основная из них – мобильность, к которой стремятся все страховые компании. У CiV Life разработан удобный «Личный кабинет», где клиенты могут получать информацию в режиме реального времени относительно денежных средств, размещенных в рамках наших программ, в том числе по инвестиционному доходу, который они зарабатывают по НСЖ и ИСЖ.

Кроме того, мы внедрили новое ИТ-решение по онлайн-выпуску полисов и андеррайтингу клиентов. Онлайн-выпуск есть у многих страховщиков, а вот он-лайн андеррайтинг – это наше ноу-хау. Мы не ограничиваем риски, не выставляем средний тариф по клиентам, не предлагаем «коробочных» решений. Получив индивидуальную информацию о человеке, мы проводим оценку риска по многим десяткам показателей и даем те страховые расценки, которые присущи каждому конкретному клиенту. Так в отделениях банка продаётся свыше 80% наших полисов.

Наше будущее

Успех компании определяется тремя основными показателями – удовлетворенностью клиентов, акционеров и партнеров.

В каждом случае удовлетворенность имеет разные характеристики. Так, для клиентов мы должны производить выплаты, которые обещали, создавать дополнительную value[8], стоимость, которую клиент ожидает от страховых продуктов. Мы всегда выполняли наши обещания, соответствовали ожиданиям: например, именно CiV Life осуществила крупнейшую за всю историю выплату по страхованию жизни в России (105 млн руб.).

Для акционеров мы должны обеспечивать возврат на их инвестиции в российский бизнес, на тот капитал, который был вложен в страховой бизнес. Наш бизнес должен быть прибыльным. Как показывает хороший трек-рекорд, нам это тоже удается. Мы не являемся самой прибыльной компанией на российском рынке, но перед нами такой задачи и не стоит, мы должны быть разумно прибыльными, соблюдать баланс.

Для наших банковских партнеров мы должны создавать продукты, которые будут лучшими на рынке, и оказывать тот сервис, который они ожидают. Мы стремимся это делать.

Соблюдение этих правил позволит сохранить наши темпы развития, соответствовать темпам роста рынка, органично развивать бизнес и удовлетворять запросы наших клиентов, акционеров и бизнес-партнеров.

Наша команда

Основная ценность нашей компании – культура открытости. В CiV Life сформирована такая корпоративная культура, которая дает сотрудникам право на ошибки и в то же время в которой будет желание работать на результат. Каждый день люди приходят в компанию с улыбкой на лице, понимая управленческий подход, систему принятия решений Топ-менеджмента. В свою очередь, Топ-менеджеры в такой культуре открыты сотрудникам. Мы этого достигли в CiV Life, и это фундаментальный фактор нашего успеха. Наши сотрудники работают в компании, потому что им тут нравится, они могут положиться на работодателя, знают, что в CiV Life есть пространство для развития. Компания поддерживает своих людей, и мы получаем от этого огромную отдачу. В CiV Life четкие и понятные правила работы: мы знаем, что надо делать, а что – не надо. И наш многолетний партнер Ситибанк здесь солидарен с нами, у нас единое понимание, как вести бизнес в этом ключе.

Эти два фактора – фантастическая команда и правильная стратегия развития бизнеса – позволяют компании добиться великолепных результатов.

В Европе люди начинают думать о пенсии, когда им 20 лет, чего пока не скажешь о России. Но ситуация меняется. Происходит некоторое социальное сближение страховых рынков. Безусловно, компания CiV Life играет в этом определенную роль, в том числе в плане формирования финансовой культуры.

Стратегическое развитие компании лежит в плоскости нашей бизнес-модели. Мы стремимся разработать новые продукты и решения для клиентов. К примеру, одно из перспективных направлений – страхование здоровья. Также будут развиваться программы НСЖ и ИСЖ, на рынке становится больше игроков.

Компания CiV Life – небольшая компания, но очень эффективная. Нам удается быть самыми лучшими в том, что мы делаем. Мы можем удовлетворять запросы клиентов, для которых как раз ценен такой подход, клиентов, внимательных к деталям и тем продуктам и возможностям, которые мы предлагаем.

О компании

CiV Life — один из лидеров страхового рынка — работает в России с 2007 года, с 2009 года входит в Топ-10 компаний по страхованию жизни.

За время работы компании на российском рынке сумма выплат по всем линиям бизнеса составила более 4,9 млрд руб.[6]

2016 год стал для CiV Life максимально удачным за весь период деятельности. Сумма общей начисленной премии в 2016 году увеличилась на 48% и достигла 10,3 млрд руб.[6] — это абсолютный годовой рекорд для компании с момента ее основания.

CiV Life продемонстрировала высокие результаты по МСФО, подтверждённые заключениями независимых аудиторов, а также исключительный показатель EBIT (прибыль до вычета налога на прибыль) — в 2016 году он составил более 713 млн. рублей.[6]

Под руководством компании на 31.12.2016 находится свыше 27 млрд руб. финансовых активов[6] (ценных бумаг, депозитов, денежных средств).

364 тыс. клиентов выбрали продукты CiV Life[9].

ООО «Страховая компания «СиВ Лайф»

[1] Средний рост начисленной премии 37.4% за период 2011-2016 (по данным финансовой отчетности по МСФО).

[2] Green field (англ.) – новое предприятие, создаваемое с нуля.

[3] Согласно данным Ассоциации Страховщиков Жизни и Всероссийского союза страховщиков.

[4] Return On Equity (англ.) – рентабельность собственного капитала.

[5] Согласно финансовой отчетности по МСФО за период с 2011 по 2016 год, за исключением кризисного 2014 года.

[6] Согласно финансовой отчетности по МСФО за период с 2012 по 2016 год.

[7] Unit-linked insurance (англ.) – долевое страхование жизни.

[8] Value (англ.) – ценность.

[9] Согласно внутренним данным CiV Life на 31.01.2017.