Газета
Войти
Здравствуйте, ! Мы вас узнали, так как вы зарегистрированы на сайте hbr-russia.ru. У сайтов vedomosti.ru и hbr-russia.ru теперь общая система авторизации. Для входа вы можете использовать единый логин и пароль
ОК
У вас осталось дней подписки
У вас нет активной подписки
Действует услуга «автоплатеж», подписка продлится

Личный кабинетИзбранноеВыйти
ПодписатьсяПодписка
На правах рекламы

Узкие места в малом бизнесе: когда не обойтись без финансового допинга?

Деловая активность среди компаний, относящихся к категории малого бизнеса, стремительно растет. В июне индекс Russia Small Business Index (RSBI), рассчитываемый «Опорой России», вырос до 52,8 пункта – это максимальный с 2014 г. уровень индикатора. Малые и средние компании не только чутко реагируют на наметившееся восстановление экономики, но и сами вносят большой вклад: они находят необычные ниши и создают новые продукты.

Но, составляя финансовый план, предприниматели очень часто не учитывают типичные для малого бизнеса ситуации, например, нехватку оборотных средств (так называемые кассовые разрывы) или необходимость дополнительно инвестировать в компанию, чтобы отвечать требованиям законодательства. Решение данных проблем весьма очевидно: не стоит бояться привлеченного финансирования.

Не сбавляем обороты

Самая распространенная причина краткосрочной нехватки средств – ошибки в управлении оборотным капиталом, которые приводят к кассовым разрывам. По данным опроса аналитического центра НАФИ, за последний год с ними сталкивались более трети малых и средних предприятий; 8 % опрошенных компаний встречались с ними более пяти раз. И на то есть ряд причин.

1. Неавтоматизированный финансовый учет

Многие предприниматели оказываются в такой ситуации из-за нежелания автоматизировать финансовый учет в компании. Каждое четвертое предприятие до сих пор ведет учет доходов и расходов без использования электронных средств: 18 % письменно и 6 % «в уме». Для такого бизнеса банковский рынок, как правило, закрыт, и с кассовыми разрывами приходится справляться своими силами.

2. Неэффективное планирование закупок

Если закупленная партия товара оказалась неоправданно большой, возникает угроза кассового разрыва. В поисках срочных средств владелец бизнеса вынужден устроить незапланированную распродажу либо искать знакомых, у которых можно занять средства на короткий период.

3. Неумение работать с дебиторской задолженностью

Некоторые компании ради удержания клиентов увеличивают сроки оплаты за поставленный товар или оказанные услуги. Такая стратегия может стать эффективной с точки зрения повышения лояльности клиентов, но только в том случае, если это не ставит под удар финансовую устойчивость бизнеса. В этом случае предприниматель фактически бесплатно кредитует партнеров, соглашаясь с временным выводом средств из собственного бизнеса.

Для решения проблем с нехваткой оборотных средств лучше всего подойдет овердрафт, который подключается к расчетному счету в банке компании. Овердрафт фактически представляет собой одобренный кредит, с помощью которого компания в срок может исполнить все свои обязательства, оплатив счета в назначенную дату.

Есть и более интересные продукты на рынке. Например, Альфа-банк разработал специально для малого бизнеса экспресс-овердрафт. Банк анализирует обороты по счетам клиентов, рассчитывает лимит и формирует для клиента индивидуальное предложение, которое зависит от срока обслуживания бизнеса в банке, качества оборотов по счету и кредитной истории. Чем выше и стабильнее обороты, чем дольше положительная история сотрудничества, тем больший лимит можно получить.

Теперь не нужно тратить время на сбор документов и составление заявки: банк сам направит уже сформированное предложение по овердрафту. И никаких срочных поисков денег, звонков, переговоров и пр.

Инвестируем в рост

Планируя развитие бизнеса, необходимо оценить, сколько потребуется инвестиций в основные средства. Часто компания оказывается заложником ситуации: с одной стороны, ее собственный бюджет может не выдержать расходов на модернизацию, с другой – без обновления материальной базы она рискует потерять рынок и клиентов.

Риск необходимости привлекать заем может возникнуть не только у производственных фирм, но даже у ритейлеров. Например, 1 июля 2017 г. вступили в силу поправки к ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники». Розничные сети и магазины переходят на онлайн-кассы, позволяющие передавать через интернет в ФНС сведения о каждом пробитом чеке. Пока большинство предпринимателей этого не сделало: к началу августа из 2,8 млн кассовых аппаратов новому стандарту, по оценкам ФНС, соответствовали лишь 1,1 млн касс.

Желание бизнеса отсрочить переход объяснимо: стоимость новой кассы составляет от 15 до 50 тыс. рублей. А если кассы изначально не были автоматизированы, то цена перехода возрастает до 100–120 тыс., не считая расходов на обучение персонала. Покупка 20–30 таких касс для небольшой сети из 5–10 магазинов уже является серьезной статьей затрат. Подобные проекты не всегда можно профинансировать из собственного бюджета.

Спасательным кругом для компании, оказавшейся в такой ситуации, является привлечение долгосрочного кредита. Но многие предприниматели относятся к этому настороженно. Принято считать, что большинство банков предъявляют завышенные требования к качеству залога и отчетности о том, куда вкладываются средства, и не спешат финансировать компании малого бизнеса.

Но экономика восстанавливается, и малый бизнес все увереннее демонстрирует устойчивость и большой потенциал. Банки создают продукты специально под актуальные потребности небольших компаний – появляются новые выгодные предложения. Например, кредит «Партнер» от Альфа-банка оптимизирован под требования таких компаний и индивидуальных предпринимателей. Это нецелевой кредит, то есть банк не потребует объяснения, на что пойдут заёмные средства.

Помимо этого, кредит предоставляется без залога. Финансовая отчетность уже является достаточной для подтверждения кредитоспособности. В итоге можно привлечь до 6 млн рублей по одной из самых низких ставок на рынке. А сумма для беззалогового кредита существенная – можно купить оборудование, обустроить новое помещение или использовать эти средства на текущие нужды бизнеса.

Любому предпринимателю важно не только устранять ошибки в финансовом планировании, но и легко определять, когда бизнесу не обойтись без заемных средств. Еще несколько лет назад привлечение кредита могло показаться серьезной проблемой, но сейчас ситуация на банковском рынке заметно улучшилась. Финансовые организации ищут свою целевую аудиторию, и малый бизнес уже отлично зарекомендовал себя в посткризисные годы: создаются новые тренды и уникальные рынки, стартапы выходят на самоокупаемость. И кредитные продукты для малого бизнеса адаптируются под современные условия, чтобы помочь предпринимателю справляться с новыми вызовами быстрее и проще.

АО «АЛЬФА-БАНК»