USD
59.08
EUR
69.65
ММВБ
2131.91
РТС
1132.45
S&P 500
2578.85
BRENT
62.73
ЗОЛОТО
1298.1
Газета Подписаться
На правах рекламы
Бесплатный
РЕКЛАМА

Тепличные условия: как создать среду, в которой растет малый бизнес

В этом году действуют финансовые, административные, информационные меры поддержки.

По итогам первого полугодия 2017 года объем кредитов, выданных малому бизнесу, вырос на 20%, подсчитали в рейтинговом агентстве Эксперт РА*. Кредитный портфель в секторе показал положительные годовые темпы прироста впервые с 2014 года. Увеличилось с начала года и число МСП – с 5,7 млн до 5,8 млн. Многократно озвученная российским руководством цель — 40% доли малого и среднего бизнеса в ВВП России к 2030 году – сейчас не выглядит такой уж недостижимой. Но, учитывая, что сейчас этот показатель составляет чуть более 20%, усилия придется приложить огромные. Многие действительно эффективные меры уже приняты и число их адресатов и получателей поддержки растет с каждым годом. В качестве главного канала для работы с МСП в 2015 году была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), которая работает сразу по нескольким направлениям, обеспечивая как финансовую, так и нефинансовую поддержку — административную и информационную.

Поддержать материально

К финансовым мерам в первую очередь относятся дешевые кредиты по «Программе 6,5», а также гарантии и поручительства перед банками. Уполномоченные банки уже получили 8 — 9 тысяч гарантий и поручительств на общую сумму 132 млрд рублей (без учета показателей МСП банка). К примеру, 27 % всего кредитного портфеля Промсвязьбанка, одного из лидеров по работе с МСП, в сегменте малого и среднего бизнеса обеспечено именно такими гарантиями: это 650 гарантий на 5,1 млрд рублей. Нужно отметить, что кредитным организациям для участия в программе также необходимо отвечать определенным критериям, это прежде всего стабильность и наличие необходимых компетенций.

Большое внимание уделяется работе с регионами: Корпорация целенаправленно работает с региональными и федеральными банками, имеющими большую филиальную сеть по всей стране. Так, только Промсвязьбанк в рамках «Программы 6,5» с начала текущего года заключил уже более 70 кредитных сделок с компаниями из разных регионов России на общую сумму около 3,5 млрд рублей. Важно, что банк также может дополнительно оказать всю необходимую консультационную помощь: о возможностях применения мер господдержки, информирования об актуальных федеральных и региональных мерах поддержки, куда можно обратиться, как корректно собрать пакет документов на получение господдержки. В свою очередь, государство получает дополнительную гарантию, что адресат поддержки прошел проверку в одном из ведущих кредитных учреждений.

Кто владеет информацией

В Корпорации МСП можно получить разные виды поддержки: имущественную, информационную, консультационную и так далее. Так, с помощью «Бизнес-навигатора» — единой бесплатной онлайн-системы для предпринимателей — можно выбрать сферу деятельности для старта своего бизнеса, рассчитать примерный бизнес-план, узнать о мерах поддержки, подобрать в аренду помещение, быть в курсе планов закупок крупнейших заказчиков.

А в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) представлены примерно 500 мер поддержки федерального и регионального уровня, доступные предприятиям, зарегистрировав там свой проект для поиска инвестиций, можно сразу отправить его на рассмотрение возможности привлечь господдержку. Еще одна информационная платформа, «ТАСС-бизнес», предоставляет удобный доступ к информации и различным сервисам, необходимым при решении бизнес-задач по развитию, повышению эффективности и минимизации рисков ведения бизнеса. Система позволяет проверять и осуществлять мониторинг контрагентов, размещать актуальные контакты и объявления о своей компании, отслеживать тендеры и закупки по заданным критериям автопоиска, получать актуальную информационную и аналитическую поддержку.

Отраслевые и региональные меры

Отдельные программы господдержки МСП реализуют и другие федеральные и региональные институты. Грантовую поддержку на ранней стадии развития бизнес-проекта обеспечивают фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие. Минпромторг, Минэкономразвития и Минсельхоз разработали и реализуют программы предоставления субсидий. Инвестиции путем вхождения в капитал и участия в распределении прибыли от проекта предоставляют Российская венчурная компания (РВК), Внешэкономбанк, «Роснано».

На региональном уровне программы реализуются такими институтами поддержки, как гарантийные фонды, бизнес-инкубаторы, микрофинансовые организации, центры поддержки экспорта и прочие. Практически везде для определенных секторов действуют налоговые каникулы вновь созданным предприятиям. Правительство Москвы сфокусировало меры и инструменты поддержки на формировании технопарков, индустриальных парков, кластеров и на обеспечении льготных условий ведения бизнеса для их резидентов. На Дальнем Востоке стоит задача поиска новых возможностей для привлечения инвестиций в его развитие. Именно для этого реализуются проекты создания территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток. Для резидентов предусмотрены различные налоговые льготы, а также сокращенное время проведения контрольных проверок, режим свободной таможенной зоны. Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке предлагает типовые бизнес-планы и оказывает другую информационную поддержку. Для развития МСП в Татарстане также создаются ТОР и особые экономические зоны (ОЭЗ), открываются индустриальные парки, где резиденты получают различные преференции и пользуются налоговыми послаблениями.

Согласно исследованию «Глобальный мониторинг предпринимательства» (2016), 17,9 % **россиян позитивно оценивают возможности для открытия своего дела и среду для предпринимательства в своем регионе, а значит, при должной поддержке число предпринимателей в России может и должно значительно вырасти.

ПАО «Промсвязьбанк»

* https://raexpert.ru/researches/banks/msb_1h2017

** http://gsom.spbu.ru/files/docs/gem_russia_2016-2017.pdf (стр. 15)