USD
56.7675
EUR
69.39
ММВБ
2271.77
РТС
1260.28
BRENT
69.09
ЗОЛОТО
1339.3
Газета
Войти
У вас осталось дней подписки
У вас нет активной подписки
Действует услуга «автоплатеж», подписка продлится

Личный кабинетИзбранноеВыйти
ПодписатьсяПодписка
На правах рекламы

В поисках «длинных» денег для малого бизнеса

В течение многих лет шли разговоры о том, что в России необходима поддержка малого и среднего бизнеса. И только сейчас, по итогам 2017 года, можно оценивать то, какая инфраструктура поддержки создана и насколько эффективно она работает.

Как показывают результаты ежеквартального исследования «Индекс Опоры RSBI», проводимого совместно «Опорой России» и Промсвязьбанком, более 80 % предпринимателей осведомлены о существовании программ господдержки. На практике их использует не более 4 %, в основном из-за сложности процедур оформления заявок. Но на самом деле этими возможностями могли бы воспользоваться гораздо больше предпринимателей.

Инфраструктура поддержки

Чтобы упростить обращение за государственной поддержкой, в 2015 году была создана Корпорация МСП. Она работает в сотрудничестве с банками и позволяет бизнесу получить «длинные и дешевые деньги». Также экосистему дополняет Национальная гарантийная система (НГС), благодаря которой можно получить кредит в банке даже при отсутствии достаточного залога. Важно, что созданные в рамках экосистемы господдержки программы выгодны не только предпринимателям, но и кредитным организациям, так как значительно снижают затраты на мониторинг выданных кредитов и оформление готовых кредитных продуктов. Доказательство этому – позитивная статистика использования мер господдержки. Например, более 20 % кредитов, выданных Промсвязьбанком малому бизнесу, обеспечено именно гарантиями в рамках НГС.

В самом Промсвязьбанке считают сегодняшнюю динамику более чем успешной: «Господдержку должны получать самые достойные представители бизнеса, а это, как правило, успешные и настойчивые бизнесмены, способные реализовывать приоритетные для государства проекты и идти до конца», – комментирует Алена Сокова, начальник развития партнерских программ малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка. По ее мнению, процент использования программ господдержки не должен и не может быть очень большим, ведь у 60 % малого бизнеса в России – это сфера торговли, а господдержка направлена на развитие производства и инноваций.

Поручительство Национальной гарантийной системы может достигать 70 % от суммы заемных средств, а в государственных программах поддержки уже есть все, что нужно для развития бизнеса: софинансирование, гарантии, низкий процент, комфортные сроки погашения кредита. Например, «Программа 6,5 %» Корпорации МСП со сроком льготного фондирования до 3 лет и размером кредитования от 5 млн до 1 млрд рублей предлагает процентную ставку на уровне 10,6 % для малого и 9,6 % для среднего бизнеса. Промсвязьбанк является одним из банков – партнеров по участию в этой программе, и с начала 2017 года банком было заключено более 70 сделок с компаниями из разных регионов России на общую сумму около 3,5 млрд рублей.

Федеральное и региональное финансирование

Согласно курсу, заданному Правительством РФ, в настоящий момент происходит формирование отечественных производств в таких сферах, как биомедицина, цифровые технологии и робототехника. Кроме этого, на поддержку могут рассчитывать отрасли, играющие ключевую роль в обеспечении внутреннего потребления, такие как сельское хозяйство, производство, легкая промышленность, строительство и ИТ. Средства выделяются и для других направлений, развитию которых мешает высокая конкуренция со стороны импорта.

Руководство региона при формировании своей экономической стратегии разрабатывает программы региональной господдержки и формирует свои приоритетные отрасли и направления, которые финансирует из своего бюджета, если на федеральном уровне такие программы не разработаны и не поддерживаются. Например, программы господдержки МСБ во Владимирской области, где малый бизнес в сфере туризма составляет 30% и в промышленной Удмуртии с сильным средним бизнесом, будут совершенно разными.

Примером того, как может и должна работать система, является компания, которая реализует в небольшом городе проект стоимостью в 500 миллионов рублей и доля собственных вложений которой составляет лишь 20 %. При содействии Промсвязьбанка в рамках «Программы 6,5 %» Корпорации МСП с государственными гарантиями предприниматель получил 40 % бюджета проекта под 9,6 %, а Фонд развития моногородов покрыл оставшиеся 40 % по ставке 5 % годовых. Выбранная схема софинансирования позволила поддержать проект, выделив более 400 миллионов рублей при средней стоимости денег менее 7,5 % годовых. Это как раз те самые «длинные и дешевые» деньги, которые так нужны сегодня российскому бизнесу, работающему на импортозамещение.

ПАО «Промсвязьбанк»