Специальный проект

Как приручить налоги

Все о налоговых и валютных рисках

Газета
Войти
Здравствуйте, ! Мы вас узнали, так как вы зарегистрированы на сайте hbr-russia.ru. У сайтов vedomosti.ru и hbr-russia.ru теперь общая система авторизации. Для входа вы можете использовать единый логин и пароль
ОК
У вас осталось дней подписки
У вас нет активной подписки
Действует услуга «автоплатеж», подписка продлится

Личный кабинетИзбранноеВыйти
ПодписатьсяПодписка
На правах рекламы

Доверие инвесторов к МФО растет

В этом году объем вложений граждан в микрофинансовые организации может вырасти вдвое.

В соответствии с новыми требованиями МФО приходится снижать ставки по микрозаймам. Очередные регуляторные ужесточения - это проверка бизнес-моделей на прочность: времена легких сверхприбылей подходят к концу. Однако гендиректор компании «Кредит 911» Андрей Котов уверен, что пользы от этого для его компании будет больше, чем вреда. На рынке останутся только жизнеспособные и добросовестные игроки, клиенты получат возможность брать займы на выгодных условиях, а инвесторы - вкладывать свои средства без опасений потерять деньги.

Трансформация неизбежна

С января 2019 года вступили в силу новые требования законодательства к деятельности микрофинансовых организаций, которые, без сомнения, окажут большое влияние на весь этот рынок. Одним из наиболее ощутимых для бизнеса МФО изменений является ограничение ежедневной процентной ставки по микрозаймам до 1,5 % в день, с 1 июля текущего года максимальную ставку придется опустить до 1 % в день. Безусловно, эти меры имеют серьезную социальную направленность и нацелены в первую очередь на искоренение недобросовестных практик на микрофинансовом рынке, когда заемщиков буквально загоняют в долговую кабалу.

Однако с учетом того, что традиционно проценты по популярным «займам до зарплаты» на небольшие суммы и короткие сроки буквально до недавнего времени составляли 2 % в день или даже больше, многим микрофинансовым компаниям приходится сейчас всерьез задумываться об изменении собственных бизнес-моделей. Это в первую очередь касается тех компаний, у которых «займы до зарплаты» были ключевыми продуктами.

«Примеры проблем, которые могут начаться у таких кредиторов, можно увидеть на западных рынках, так как за рубежом регуляторы многих стран уже пошли на подобные меры, - рассказывает Андрей Котов. - Так, в прошлом году обанкротилась крупнейшая британская микрофинансовая компания Wonga, которая выдавала именно такие кредиты - маленькая сумма, короткий срок и высокие проценты. После того как в Великобритании был введен запрет начислять проценты свыше 0,8 % в день, Wonga очень быстро начала испытывать трудности и в итоге покинула рынок».

По мнению А. Котова, ни один бизнес не может работать в условиях двукратного сокращения выручки. Качество заемщиков на микрофинансовом рынке остается прежним, уровень просрочки и остальные риски не меняются, а заложенный в бизнес-модели доход резко снижается. Андрей Котов полагает, что в первую очередь под удар попадают онлайн-кредиторы, выдающие через Интернет «моментальные» и высокорисковые займы до 15 тыс. рублей, а также региональные микрофинансовые компании, наиболее активно работающие именно с займами «до зарплаты». Но значительно рискуют и крупные игроки, которые имели наибольшую маржу как раз за счет этих продуктов.

«Общий объем рынка микрозаймов оценивается сейчас примерно в 250 млрд рублей в год, из них займы «до зарплаты» составляют около 30-40 %, - отмечает гендиректор компании «Кредит 911» . - Мы полагаем, что рынок онлайн-кредитования из-за новых ограничений может сократиться вдвое. Также вдвое уменьшится и количество небольших региональных игроков рынка».

Что делать в условиях новой реальности, чтобы выжить и остаться на плаву? Выход один - меняться.

Бум «займов до зарплаты» подошел к концу

Наиболее выгодными как для заемщиков, так и для микрофинансовых компаний продуктами после вступления в силу ограничений по ставке Андрей Котов считает займы на более крупные суммы и длительные сроки. К примеру, 30 тыс. рублей на полгода с регулярными аннуитетными платежами. Процентная ставка по таким займам исторически была ниже, чем у займов «до зарплаты» и составляла примерно тот же 1 % в день.

«По таким займам уровень просрочки примерно вдвое меньше, - указывает он. - Да и люди таким продуктом пользуются с большей охотой: ниже ставка, больше сумма, приемлемый размер регулярного платежа. Возникает меньше вопросов и претензий, и вообще заемщики, которые берут такие займы, более ответственные, чем те, кому «горит» получить моментальный займ в 5 тыс. рублей через интернет».

Некоторые крупные игроки микрофинансового рынка наряду с займами «до зарплаты» предлагают клиентам именно такие продукты. Так, например, в «Кредите 911» такая бизнес-модель была запущена с момента основания компании в 2011 году. «Мы всегда предоставляли клиентам выбор. Можно было взять небольшой, быстрый и «короткий» заём подороже, а можно подешевле, но большую сумму и на долгий срок. Как раз на такие займы у нас всегда приходилось около 80 % портфеля», - указывает Андрей Котов.

По его мнению, компаниям, которые ориентировались исключительно на займы «до зарплаты», будет достаточно сложно в короткий срок изменить свои бизнес-модели. Для этого придется проделать огромную работу, ведь фактически это два разных бизнеса, у которых разные клиенты с разным уровнем риска. По словам Андрея Котова, клиентов на «длинные» займы нужно привлекать не «с улицы», как делает большинство МФО, а через интернет-рекламу. Нужна другая система оценки качества заемщика, чтобы прогнозировать не разовый платеж, а поведение клиента на протяжении полугода, так как заём гасится равномерными платежами. Нужен другой алгоритм взыскания долгов, ведь просрочка одного платежа - это не то же самое, что просрочка займа «до зарплаты». Нужна гораздо более сложная учетная система, ведь 90 % платформ для МФО не поддерживают аннуитетные платежи и не могут правильно рассчитывать начисление процентов по таким займам.

«Чтобы правильно оценить доходность бизнес-модели выдачи таких займов, нужен минимум год, - отмечает Андрей Котов. - Также нужно уметь правильно работать с постоянными клиентами, выстраивать политику лояльности, вовремя предлагать новый заём с повышенной суммой и пониженной ставкой, чтобы клиент не ушел к конкурентам. За год компания может потерять очень много денег, если неверно оценит доходность и риски. Это и происходит сейчас с большинством компаний, которые в панике пытаются перестроиться. А вот те, кто изначально предлагал клиентам максимально широкий спектр продуктов с различными условиями, смогут не только выстоять на рынке, но и продолжить развиваться и зарабатывать».

Инвесторы верят в МФО

Развиваться и зарабатывать без инвестиций невозможно. Львиная доля средств, которые микрофинансовые компании выдают в виде займов, предоставляется частными инвесторами - обычными гражданами. Вкладываться в МФО выгодно: компании предлагают доходность, значительно превышающую проценты по банковским депозитам. Например, сейчас это в среднем около 20 % годовых.

Повлияют ли новые ограничения по процентным ставкам на доходность, которую смогут получать инвесторы? По мнению Андрея Котова, вряд ли. «По большому счету, для инвестора все равно, с какими продуктами работает компания, - говорит он. - Да, по займам «до зарплаты» доходность снизится, но ведь по другим продуктам она не изменится. Более того, мы ожидаем, что количество клиентов после снижения ставок будет только расти. Например, в нашей компании после того, как ЦБ ограничил ставку до 1,5 %, число клиентов увеличилось примерно на треть, так как конкуренты резко снизили уровень одобрения и клиенты пошли к нам. После 1 июля, когда конкурентам придется снизить ставку до 1 %, мы ожидает еще одного резкого скачка количества клиентов. А ведь чем больше клиентов, тем больше зарабатываешь».

Вместе с тем инвесторам важно помнить, что в период трансформации рынка необходимо еще более тщательно выбирать компанию, в которую они хотели бы вложить свои деньги. Андрей Котов напоминает, что не стоит ориентироваться на обилие рекламных статей в СМИ: это говорит лишь о том, что компания выделяет большие деньги на свое продвижение. Необходимо удостовериться, что это «белая» компания, которая работает официально, проверить, включена ли она в реестр микрофинансовых компаний, размещенный на сайте Банка России. Также очень важно понять, ведет ли компания реальную деятельность - выдает ли она микрозаймы. «Крупные игроки с известными именами, которые не так давно ушли с российского рынка микрофинансирования, перед своим закрытием не выдавали займы в течение года, - указывает он. - То есть они привлекали деньги инвесторов, но никому их не выдавали. Понятно, что эти деньги шли куда-то не туда и вернуть их теперь проблема». Проверить это тоже несложно: инвестору достаточно самому попытаться получить в выбранной компании микрозаём или ознакомиться с ее отчетностью на сайте Банка России. «Если видно, что за последний отчетный период компания не выдала ничего или выдала очень мало, вкладывать в нее деньги не стоит», - рекомендует Андрей Котов.

Он отмечает, что в целом доверие инвесторов к микрофинансовому рынку растет. Так, например, в прошлом году объем инвестиций в МФО вырос в 3 раза, до 12,5 млрд рублей. «Конечно, по сравнению с банками, где на депозитах лежат десятки триллионов, это очень мало. Но, думаю, в этом году объем инвестиций в микрофинансовый рынок вырастет вдвое», - говорит Андрей Котов, указывая, что средний размер одной инвестиции составляет около 2,5 млн рублей.

Интерес со стороны финансовых партнеров отмечают и в компании «Кредит 911». По словам Андрея Котова, в настоящее время ведутся переговоры с несколькими крупными инвесторами, компания готовит облигационный выпуск. «Трансформация рынка позволяет нам еще более активно развиваться: конкурентов становится меньше, а возможностей для расширения бизнеса, в том числе и в других странах, - значительно больше», - подчеркивает он.

ООО МФК «Кредит 911»