На правах рекламы

100 лет медицинских инноваций

От рентгеновской трубки до искусственного интеллекта

В 1919 году Philips внесла существенный вклад в победу над туберкулезом, создав доступную рентгеновскую трубку. За последующие 100 лет компания разработала ряд инноваций, которые помогли врачам гораздо точнее ставить диагнозы. Сегодня Philips предлагает целостный подход к выстраиванию системы оказания медицинской помощи, включая анализ клинических данных с помощью искусственного интеллекта и оптимизацию процессов в здравоохранении.

Рентген: революция доступности

Первые рентген-аппараты были созданы в Германии. Однако в 1916 году воюющая страна прекратила поставлять их в другие государства. Голландскому медицинскому сообществу срочно потребовался новый поставщик рентген-аппаратов, и им стал Philips. Представленная компанией в 1919 году рентгеновская трубка оказалась гораздо дешевле немецких аналогов — такими аппаратами теперь можно было оснастить каждую больницу. Это стало прорывом в борьбе с туберкулезом: массовая диагностика позволила врачам взять под контроль распространение болезни в послевоенной Европе.

В XX и XXI веках Philips продолжает создавать прорывные решения в области рентген-диагностики. Среди них мобильная цифровая установка. Ее можно привезти в любую точку больницы, например в операционную или в палату к лежачему пациенту.

Компьютерная томография (КТ): как увидеть невидимое

В КТ также используется рентгеновская трубка, но для создания изображения она очень быстро вращается вокруг пациента, а потом аппарат реконструирует полученные изображения в так называемые срезы. Скорость и точность диагностики зависят от количества этих срезов и скорости их получения. Очень важным является снижение дозы облучения при сохранении качества изображения и возможности выявления мельчайших деталей.

Несколько лет назад Philips совершила прорыв в КТ, представив технологию спектральной томографии на основе детекторов с разной чувствительностью слоев. Такое сканирование дает врачу возможность не только получить изображение органов, но и оценить характеристики тканей по их составу. В результате лечение назначается быстрее, а суммарная доза облучения пациента снижается на 60–80%.

У истоков магнитно-резонансной томографии (МРТ)

Органы и ткани внутри организма имеют различные магнитные свойства. Например, серое вещество головного мозга отличается от белого, а мышечная ткань имеет совершенно другие характеристики по сравнению с жировой. На этом основано действие магнитно-резонансного томографа, который по сравнению с рентгеновским изображением или КТ позволяет увидеть малейшие изменения в структуре и функциях внутренних органов.

Philips начала разрабатывать МР томографы еще в середине 1970-х годов, и сейчас компания входит в топ-4 мировых производителей оборудования для МРТ. На протяжении полувека Philips привносит в отрасль инновации, повышающие скорость и точность обследований. Например, компания первой создала компактный МР томограф и технологию сверхбыстрой визуализации. Сейчас Philips выводит на рынок аппарат, в котором для создания магнитного поля используется всего 7 литров жидкого гелия, тогда как обычно для этого необходимо 1,2–2 тонны этого дорогостоящего материала, что позволит существенно экономить на установке и обслуживании оборудования.

УЗИ: как сделать качественную медицину доступной

Philips создает прорывные решения и в области ультразвуковых исследований (УЗИ). Одно из самых впечатляющих — портативная УЗ-система, которая помещается в карман. К планшету или смартфону с установленным мобильным приложением подключается набор компактных УЗ-датчиков, и врач получает возможность провести полноценное обследование пациента даже вне стен клиники. Данное решение позволяет врачам скорой неотложной помощи, медицине катастроф, терапевтам на выезде и другим специалистам проводить УЗИ там, где это необходимо врачу и пациенту. Результаты можно отправить на электронную почту или загрузить в сеть, предварительно получив дистанционную консультацию экспертов. Это решение — пример того, как цифровые технологии меняют диагностику, ускоряя постановку диагноза и начало лечения.

Целостный подход к медицине

Цель Philips — с помощью инноваций к 2030 году ежегодно улучшать жизнь 3 млрд человек. Чтобы добиться этого, Philips развивает целостный подход к здравоохранению, повышающий качество и доступность медицинской помощи. Кроме оборудования, компания стремится к инновациям в обработке клинических данных на основе искусственного интеллекта (ИИ), а также в подходах организации системы здравоохранения в целом.

Искусственный интеллект на службе врача

У медицинской диагностики есть огромный резерв для совершенствования: обработка накопленных отраслью данных. Например, Philips хранит библиотеку из 145 млрд медицинских изображений. Выявив закономерности в этом массиве информации, можно улучшить диагностику и клинические решения, планировать профилактику и даже снизить расходы на здравоохранение.

Существуют различные системы поддержки принятия клинических решений, которые используют ИИ и машинное обучение. Такие системы позволяют обрабатывать данные из различных источников и предоставлять врачу необходимую для принятия решения информацию.

На обработке больших данных основан адаптивный искусственный интеллект (ИИ), внедряемый Philips. Адаптивный интеллект сочетает в себе искусственный интеллект и другие технологии, в которые заложены данные из области медицины, административных процессов и индивидуальных особенностей пациентов. Он не заменяет врача, а становится его виртуальным ассистентом, помогающим быстрее найти наиболее эффективный метод лечения. Уже сейчас эффективность адаптивного интеллекта сопоставима с эффективностью врача: сходство выводов ИИ и специалиста — 86–87%, а двух независимых специалистов — 80–90%.

Адаптивный интеллект уже способен сэкономить врачу до 22% рабочего времени, взяв на себя рутинные задачи. Решения, разрабатываемые Philips, могут применяться как для отдельных клиник, так и для государственных информационных систем.

Проектами по развитию ИИ для здравоохранения занимаются и ученые в собственной научно-исследовательской лаборатории Philips на территории российского инновационного центра «Сколково». Результаты работы лаборатории планируется использовать в исследовательских проектах компании в области анализа больших данных для повышения качества и эффективности систем здравоохранения.

Телемедицина

Для повышения доступности качественной медицинской помощи в России особенно актуальны решения, позволяющие врачам в режиме реального времени взаимодействовать друг с другом как внутри медучреждений, так и за их пределами, оперативно в удаленном режиме получать «второе экспертное мнение» коллег для оценки состояния пациента и выбора тактики лечения. Цифровые решения Philips в области телемедицины охватывают лучевую диагностику, ультразвуковые исследования, службу реанимации, патоморфологию и способны существенно улучшить оказание медицинской помощи в отдаленных регионах.

Оптимизация медицинских процессов

Чтобы вовремя выявлять и успешно лечить заболевания, недостаточно современного оборудования и цифровых решений. Важно выстроить эффективную систему здравоохранения. Консалтинговое подразделение Philips уже несколько десятилетий помогает медицинским учреждениями по всему миру повысить эффективность работы и оптимизировать затраты: проводит аудит медицинских процессов и предлагает способы их оптимизации. Многие предложенные компанией концепции отмечены наградами iF Design Awards.

Существуют решения различного масштаба и уровня: для отдельных кабинетов, клиник и даже целых регионов. В каждом из регионов, с которым предстоит сотрудничество, специалисты исследуют состояние системы здравоохранения, определяют болевые точки и предлагают решение для конкретной ситуации. Результат — существенное повышение качества медицинских услуг и снижение их стоимости, две актуальные потребности российского здравоохранения.

Специалисты консалтинга могут рассказать, как создать систему оказания медицинской помощи, ориентированную на пациента. Например, для того чтобы снизить стресс и тревожность, существует решение, которое создает комфортную обстановку с помощью мягкого света, успокаивающей музыки и проецирования приятных изображений на стены диагностического кабинета. В такой успокаивающей обстановке исследование проходит с меньшими помехами, и в итоге врач получает более точный результат. Пациентоориентированная система ведет к повышению качества обслуживания и снижению его стоимости, улучшению результатов лечения и условий труда медицинских работников.

Хороший результат могут принести и новые для здравоохранения формы сотрудничества, например продажа медоборудования с контрактом жизненного цикла. Philips может осуществлять все необходимое обслуживание, ремонт и обновление медицинской техники, что исключает ее простои из-за поломок и ускоряет внедрение новых технологий.

Новое столетие инноваций Philips

Новые горизонты развития лежат в области дополненной реальности. Philips совместно с партнерами разрабатывает решения, которые позволят врачу видеть поврежденные органы и части скелета пациента и проводить успешные малоинвазивные операции. Другие перспективные сферы — это дальнейшее развитие ИИ на основе больших данных. Достижения в этих областях откроют перед врачами новые возможности в борьбе с самыми серьезными заболеваниями.

Philips партнер «Ведомости 20»

Архив