Недостоверную информацию о преступлениях разрешили блокировать вне суда
Госдума приняла соответствующий законопроект в первом чтенииГосдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет внесудебную блокировку сайтов с недостоверной информацией, содержащей обвинения людей в преступлении и этим порочащей их честь и достоинство. Законопроект был внесен в Госдуму в феврале этого года единороссами Сергеем Боярским, Сергеем Станкевичем и Андреем Альшевских, а также эсером Валерием Газзаевым.
В случае обнаружения подобной информации человек направляет прокурору региона заявление с просьбой удалить такую информацию и ограничить доступ к сайту, если она не будет удалена. В течение 10 дней прокурор или его заместители проверяют сведения из заявления и дают заключение о наличии оснований для удаления недостоверных сведений и блокировки ресурса.
Потом документы направляются генпрокурору. После этого генпрокурор или его заместители в течение пяти дней проверяют обоснованность документов и обращаются в Роскомнадзор с требованием удалить информацию и ограничить доступ к ресурсу. Роскомнадзор определяет провайдера хостинга, направляет ему уведомление. Провайдер незамедлительно обязан проинформировать владельца ресурса, что необходимо удалить информацию; если это не делается в течение суток, то сайт блокируется.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан в целях «совершенствования механизмов защиты общества и граждан от распространения недостоверной информации». Законодательство предусматривает возможность пресечения распространения информации, которая запрещена в России, фейкньюс или оскорблений, однако механизма, который оперативно позволяет защитить граждан от информации, порочащей их честь и достоинство, нет, написано в пояснительной записке.
Замучат отчетами
Госдума в среду приняла в третьем чтении правительственный законопроект об ужесточении требований к деятельности НКО, признанных иноагентами. Законопроект обязывает НКО-иноагенты предоставлять в Минюст программы и отчеты об их реализации. Минюст может направить предписание с запретом на реализацию программы или ее части. Если это требование не выполнят, то НКО ликвидируют. Появляется новое основание для внеплановых проверок, если поступит информация об участии НКО-иноагентов в мероприятиях нежелательных организаций.
Боярский, представляя законопроект в первом чтении, заявил, что «сейчас можно лишь в суде долго и упорно защищать свои права, что, конечно, со скоростью распространения информации в интернете никак не вяжется. Потом уже никому не интересно, что выходит опровержение, может быть, даже удаляется какая-то информация, но ее молниеносность, конечно, играет ключевую роль». Депутат Сергей Иванов (ЛДПР) спросил у Боярского, поможет ли этот законопроект бороться с такими видео, как фильм Алексея Навального про «дворец Путина», который посмотрели 160 млн человек: «Там нет указаний о том, что совершено какое-то преступление. Но у большого количества людей сложилось мнение: деньги сворованы, т. е. вроде как это преступление».
Боярский заявил, что в этом фильме действительно «нет обвинения в совершении преступления, тем он и ценен, что он вокруг да около, так сказать, собранный из выдумок и фантазии, мультик, сопровожденный компьютерной графикой». Депутат Дмитрий Ионин («Справедливая Россия») напомнил, что в России уже есть закон о праве на забвение, введено наказание за клевету в интернете – до двух лет лишения свободы, однако в пояснительной записке говорится, что в законодательстве нет действенного механизма, который бы оперативно защищал граждан от порочащей информации в интернете. На вопрос Ионина, означает ли это, что все прошлые нормы «можно выкинуть», Боярский ответил, что новая норма дополняет существующие.
Сейчас во внесудебном порядке можно блокировать экстремистские материалы, призывы к участию в незаконных акциях, ресурсы нежелательных организаций, распространение недостоверной информации, которая может причинить вред, напоминает сооснователь проекта «Роскомсвобода» адвокат Саркис Дарбинян. Также во внесудебном порядке блокируется информация, которая в неприличной форме выражает неуважение к власти. «Раньше, чтобы удалить порочащие сведения, приходилось обращаться в суды. Но, видимо, ждать несколько месяцев решения судов даже формально власти не хотят, а хотят иметь возможность блокировать информацию силами прокуратуры, чтобы делать это быстро», – говорит эксперт.
По его словам, непонятно, как прокуратура будет проводить оценку информации, особенно в вопросах, связанных со свободой слова: «Всегда необходимо обеспечение состязательности для оценки того, является ли сообщение мнением или действительно содержит порочащую информацию». Он предполагает, что принятие законопроекта приведет к злоупотреблениям и еще большему закрытию процесса, поскольку уже сейчас решения Генпрокуратуры невозможно увидеть и обжаловать. «В первую очередь инструмент в виде моментальной блокировки будет направлен на любые расследования и любые публикации в отношении публичных лиц», – говорит Дарбинян.