Историю будут учить с первого класса

Эксперты предлагают разработать книгу с историческими рассказами для младшеклассников
Историю для младших классов впишут в окружающий мир, отдельным предметом она не будет/ Максим Стулов / Ведомости

В школах с первого класса будет усилено историческое просвещение. Об этом заявил 19 апреля министр просвещения Сергей Кравцов. «Мною принято решение, что историческое образование начинается в школах с первого класса», – заявил министр, отметив, что речь идет не об отдельном предмете, а о «просветительских программах». Сейчас история изучается, как правило, с пятого класса. «Их [уроки] можно проводить в рамках предмета «Окружающий мир». Изучать историю своей семьи, своего региона. Можно в рамках внеурочной деятельности посещать музеи и выставки», – пояснил Кравцов. Он добавил, что возможностей проводить историческое просвещение множество как во время урочной, так и внеурочной деятельности.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин на заседании Госдумы 19 апреля также заявил, что историческое просвещение с раннего возраста будет влиять на формирование мировоззрения ребенка. Он отметил, что депутаты уже указывали профильному министру на необходимость увеличения количества часов, которые отводятся на историю, так как в школе преподаются не все исторические факты, а Великая Отечественная война изучается в 10-м и 11-м классах, «когда ребятишки готовятся к ЕГЭ и у них другие приоритеты».

Вкрапление исторических фактов в образовательный процесс начальной школы есть и сейчас, сообщил «Ведомостям» учитель истории, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков. «В начальной школе есть разные образовательные и воспитательные мероприятия, на которых рассказывается о главных исторических событиях», – говорит Казаков. По его словам, помимо Дня Победы младшеклассники знают даты освобождения Москвы от поляков, битвы на Куликовом поле, Ледового побоища и др.

В каждой школе в итоге по-разному подойдут к реализации предложения, считает учитель истории и обществознания одной из московских школ Александр Макаров: «Получив новые методички, одни учителя поведут первоклашек в музеи, а другие продолжат свою работу».

Экспертам Минпросвещения предстоит проработать варианты внедрения инициативы, считает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. «Если это вводить как предмет, то это потребует изменения образовательного стандарта, который только что был обновлен и принят, разработки учебников, повышения квалификации для учителей, согласования с нормами СанПиН, поскольку в начальных классах нагрузка и так на пределе возможностей», – сообщила «Ведомостям» Абанкина.

Внедрение исторического просвещения в предмет «Окружающий мир» также потребует его реструктуризации, обсуждения с профессиональным сообществом, разработки методичек, считает она. «Хотя какие-то элементы исторического просвещения уже есть в этом предмете: изучение семейной истории, края, его культурного наследия», – указывает Абанкина. Обсуждение истории на дополнительных занятиях после уроков, в кружках более мягкий вариант, но и тут потребуются методички с пояснением, что и каким образом включать, считает она.

Российское историческое общество готово подумать над формами реализации предложения министра, сообщил «Ведомостям» председатель правления общества Константин Могилевский. Он рассказал, что в царской России была книга с рассказами об истории для малышей и можно сейчас разработать аналогичную книгу. «В любом случае это должен быть не учебник, а материал, который и учителя смогут использовать в работе и который будет интересен первоклассникам. Может быть сочетание текста и видеороликов», – сказал Могилевский. Он отметил, что история как предмет была бы сложной для маленьких детей, так как оценка исторических событий требует анализа, умения работать с источниками и поиска причинно-следственных связей. А формат рассказов позволит детям сформировать знания о главных событиях. «Очень важно, чтобы тексты были написаны простым языком, но передавали детям качественное историческое знание», – подчеркнул Могилевский.

При этом сильное упрощение и обобщение истории может развить мифологизацию сознания ребенка и с этим придется работать в старших классах, когда требуется развивать критическое мышление, указал учитель Макаров.