Самозанятость поможет малоимущим преодолеть время санкций

ВНИИ труда проанализировал новые формы занятости
В 2021 г., по данным Минэка, число самозанятых в России увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2020 г. и составило 3,64 млн человек/ Евгений Разумный / Ведомости

Самыми «адаптивными и перспективными» направлениями для трудоустройства уязвимых групп граждан (людей с инвалидностью, многодетных семей, малоимущих и малообеспеченных граждан) являются работа самозанятыми и использование платформенной занятости. Об этом говорится в исследовании, которое провело ФГУП «ВНИИ труда» при профильном министерстве. «Ведомости» ознакомились с его результатами.

По данным опроса, который ранее в 2022 г. проводили СПбГУ и ВНИИ труда, 43% россиян готовы работать индивидуальным предпринимателем, самозанятым или фрилансером. Этот опрос подтверждает актуальность нового исследования ВНИИ труда, считает ведущий научный сотрудник отдела рынка труда организации Фарида Мирзабалаева. «Население страны разделяет ценности самозанятости: возможность самостоятельно регулировать рабочее время, регулировать объем работы, выбирать место осуществления работы», – говорит она.

В 2021 г., по данным Минэка, число самозанятых в России увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2020 г. и составило 3,64 млн человек. Мирзабалаева прогнозирует, что в нынешних экономических условиях темпы «роста численности самозанятых и уровня платформенной занятости могут усилиться».

В исследовании отмечается «значимый социальный эффект самозанятости и платформенной занятости на процесс трудовой социализации малоимущих». Например, эксперты ВНИИ труда отмечают, что молодым матерям сложно вернуться на наемную работу после декретного отпуска или во время него: «Наличие ребенка отпугивает работодателей». «Инструментом решения данной социальной проблемы выступает самозанятость и платформенная занятость, которые становятся основой построения бизнеса молодых мам», – говорится в исследовании.

43% россиян

готовы работать индивидуальным предпринимателем, самозанятым или фрилансером

Всего авторы исследования (проводилось качественным методом) изучили более 200 проектов, которые инициировали самозанятые, в том числе работающие с помощью платформенной занятости. Исследование «Самозанятость и платформенная занятость в решении социальных задач Российской Федерации» выполнялось методом case study: авторы попытались обобщить примеры низовой инициативной активности в этом направлении, «каждый из которых имеет потенциал к тиражированию в регионах России».

В исследовании описана работа платформ «Про мастеров» и «Мастерская чудес» для региональных ремесленников в Волгоградской области, хендмейд кросс-маркет «Ваша Марьяша» в Архангельской области (помогает продавать товары, сделанные людьми с инвалидностью), платформенная сеть социальных сервисов по обмену и сдаче вещей SwopМаркет «Давай меняться!» в Сочи. Также есть примеры социальных проектов – парикмахерские, прачечные, клубы и кружки для детей, коворкинги, созданные самозанятыми. Кроме того, как самозанятые работают репетиторы и спортивные тренеры, а также эксперты по финансам, менеджменту, инвестициям или маркетингу. Авторы обзора указывают, что «в каждом российском регионе есть своя история успеха, связанная с самозанятостью», и отмечают, что «деятельность самозанятых не имеет ограничений по отраслевым сферам». «За счет платформ малоимущим самозанятым удается стимулировать продажи своей продукции, а также расширить рынки сбыта», – отмечают авторы исследования.

В декабре 2021 г. Общероссийский народный фронт (ОНФ) и информационный портал для самозанятых и организаций «Самозанятость» провели опрос к Международному дню инвалидности, в нем приняло участие 286 000 человек. Около 15% опрошенных с инвалидностью ответили, что являются самозанятыми. Среди людей без ограничения по здоровью таких лишь 3%. «Это хороший вариант для людей с ограниченными возможностями получить дополнительный доход, работать удаленно и сочетать сразу несколько занятостей: быть оператором в колл-центре, техадмином, дизайнером или продавать собственные товары через маркетплейсы», – комментировал результаты замруководителя исполкома ОНФ Арсений Беленький, отметив, что «режим самозанятости становится все более и более популярным», в том числе из-за «отсутствия излишней бюрократии».

Заведующая Центром комплексных исследований социальной политики Института социальной политики Высшей школы экономики Оксана Синявская, комментируя исследование ВНИИ труда, отметила, что «низкие административные барьеры входа в платформенную занятость делают ее привлекательной»: «Они позволяют стать источником дополнительного дохода для категорий, которые на традиционном рынке труда обычно уязвимы, – мамы с детьми, предпенсионеры и пенсионеры, люди с инвалидностью».

Синявская напомнила, что платформенная занятость значительно расширилась во времена пандемии и позволила смягчить негативные последствия для занятости людей, «став временным прибежищем». «Нынешний санкционный кризис в чем-то такой же нетипичный, как пандемия, и мы можем рассчитывать, что такие нестандартные инструменты, как платформенная занятость и самозанятость, могут быть использованы для компенсации потери доходов», – сказала Синявская.

Но новые формы занятости «все проблемы не решат, так как все еще остаются небольшими по численности в сравнении с традиционным рынком труда». Она напомнила, что, согласно опросу Института социальной политики ВШЭ, проведенному в 2021 г., около 25% населения работает в платформенной занятости эпизодически, 10% – регулярно. Росстат пока статистику платформенной занятости не ведет.

Ведущий научный сотрудник Центра финансов социальной сферы Научно-исследовательского финансового института Наталья Локтюхина также отметила, что самозанятость «имеет много плюсов: удобный налоговый режим, гибкий режим работы, возможность дополнительного дохода на законных основаниях (репетиторство, сдача недвижимости в аренду, другие услуги)»: «Не случайно на конец марта численность плательщиков налога на профессиональный доход превысила 4,5 млн».

В июне 2021 г. министр труда России Антон Котяков прогнозировал, что к 2024 г. количество самозанятых превысит 5 млн человек, к 2030 г. – 10–11 млн. По его словам, рост числа самозанятых происходит в первую очередь за счет «молодых ребят, выпускников, которые видят свое будущее только в режиме работы на себя», а не на компании.