Минобрнауки изучит опыт работы вузов за сто лет

Это необходимо для создания национальной системы образования
Совершенную модель высшего образования сложно выстроить в отрыве от школьного образования/ Юлия Иванко / Агентство «Москва»

Минобрнауки конкретизировало планы по подготовке к созданию новой отечественной системы образования. Ведомству предстоит анализ университетской практики «за последнее столетие», сообщил замглавы ведомства Петр Кучеренко на круглом столе в Госдуме, посвященном отказу России от Болонской системы. 24 мая министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков назвал многоуровневую систему «бакалавр – магистр», на которую Россия перешла к 2011 г., «прожитым этапом» и заявил, что необходимо сформировать собственную систему образования.

Кучеренко добавил, что будут «взяты лучшие наработки», а от Болонской системы «отсечено все лишнее». Объединение практик, по его словам, позволит «создать новую отечественную систему образования, сохранив привлекательность и открытость внутри страны и за ее пределами». «У нас нет задачи вернуться в прошлое, – сказал он. – Но опыт советской системы и даже более ранний опыт наших университетов надо дополнять и развивать».

Кучеренко признал, что Россия не сможет полностью отказаться от бакалавриата и магистратуры, предусматриваемых Болонской системой. «Несколько миллионов наших граждан получили диплом бакалавра, и мы не можем лишать их возможности продолжить обучение, – сказал он. – Плюс для иностранных студентов система бакалавриата и магистратуры понятнее. Но нам нужен специалитет».

Промежуточные результаты работы по формированию новой системы образования Минобрнауки представит 27 июня на парламентских слушаниях в Госдуме, сообщил замминистра.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин напомнил, что 7 июня депутаты КПРФ внесли законопроект, который позволяет вузам устанавливать специалитет по выбранным направлениям обучения. «Программа специалитета должна стать основной, но оставляем выбор вузам: есть направления, где бакалавром быть достаточно», – отметил Смолин. Он добавил, что учащиеся бакалавриата проходят на 40% практических курсов меньше тех, кто учится на специалитете. Об этом же сказал академик – секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования Михаил Левицкий. Он считает, что необходимо вернуться к фундаментальному образованию, которое может подстраиваться под требования рынка.

О Болонской системе высказался и директор Службы внешней разведки России, председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин. В поисках своей системы образования Россия не должна «закрыться от мира», подчеркнул он. «Изоляционизм – это не наш выбор, это не наш путь», – указал он, выступая на встрече с молодыми учеными-историками в РИО. Он отметил, что «поиски новой, более совершенной модели высшего образования требуют пересмотра отдельных решений, принятых десятилетия назад».

Совершенную модель высшего образования сложно выстроить в отрыве от школьного образования, а сейчас выпускники проигрывают в знаниях советским школьникам, полагает и. о. главного ученого секретаря президиума Российской академии наук Дмитрий Бисикало. «Абитуриентов приходится доучивать», – отметил он. Депутат Нина Останина (КПРФ) сообщила, что первоначально партия предлагала затронуть на парламентских слушаниях тему качества образования как в школах, так и в вузах, но эту идею в Госдуме не поддержали.