40% российских компаний готовы поддержать благотворительные программы коллег

Пятая часть представителей крупного бизнеса в 2022 году вынужденно свернули социальные проекты
Большинство из группы, высказавшейся за спасение сторонних проектов (87,5%), готовы работать над помощью социально уязвимым слоям населения/ Андрей Гордеев / Ведомости

8% компаний и производственных предприятий были вынуждены полностью прекратить реализацию социальных и благотворительных проектов в России «в новых условиях 2022 г.». О приостановке всех социальных проектов заявило еще 8% участников исследования, и еще 4% сообщили, что приостановили только ряд проектов. Исследование «Социальные аспекты деятельности международных и российских компаний» путем опроса представителей 200 компаний провела Ассоциация менеджеров, с его итогами ознакомились «Ведомости».

Среди компаний, которые полностью остановили свои соцпроекты, – предприятия из строительной отрасли, сферы торговли и общественного питания, а также компании, которые оказывают сервисные или иные профессиональные услуги, и предприятия из сферы IT. Половина представителей компаний, где полностью или частично приостановили проекты, заявили, что социальная активность заморожена до конца 2022 г. Остальные респонденты из этой группы сообщили, что ждут «дальнейшего решения» головного офиса.

Авторы исследования также измерили готовность подхватить чужие проекты, «чтобы не позволить рассыпаться хрупкой системе социальной поддержки и социального развития». О готовности поддержать работу других компаний заявило 40% участников опроса из группы, где продолжается реализация соцпроектов. Большинство из группы, высказавшейся за спасение сторонних проектов (87,5%), готовы работать над помощью социально уязвимым слоям населения, 75% – над помощью людям с ограниченными возможностями здоровья. По 62,5% готовы подхватить проекты по поддержке программ в сфере образования, культуры, а также спорта.

Выбирая методы поддержки, большинство участников опроса остановились на консультационной и юридической помощи (75%), волонтерстве и иной безвозмездной помощи (62,5%). 37,5% готовы оказать финансовую поддержку сторонним проектам, 25% – образовательную и информационную, и еще 25% готовы обеспечить доступ социальных предпринимателей к собственной цепочке поставок. «Забота о здоровье и благополучии персонала, развитие территорий и местных сообществ, программы по экологии даже в такой сложный период – все это остается в фокусе внимания российского бизнеса», – заявил первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев.

То, что у 80% компаний социальные программы сохранились, говорит о высоком уровне прочности российских компаний, говорит директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова: «При этом бюджеты социальных программ уже давно утверждены, а вот что будет в следующего году – время покажет». Большинство компаний действительно нацелены на сохранение программ устойчивого развития, но многие вынужденно сократили затраты на благотворительные проекты, отмечает руководитель сервиса «ДоброMail.ru» Александра Бабкина: «Есть ощущение, что решения о бюджетах на благотворительность и запуск новых программ будут приниматься осенью».

«Приостановка и закрытие проектов происходили и раньше, но это затрагивало отдельные элементы и направления», – резюмирует исполнительный директор Форума доноров Александра Болдырева.