В Думу внесли законопроект о введении единых общеобразовательных программ для школ

Он предполагает унификацию системы преподавания гуманитарных наук
Школьники будут учиться по единым гуманитарным учебникам, а учителям выдадут единые пособия/ Владимир Смирнов / ТАСС

В школах могут быть введены единые общеобразовательные программы (ФООП). ФООП в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования будут разрабатываться и утверждаться Минпросвещения с участием экспертов. Соответствующие поправки в закон «Об образовании в РФ» внесли в нижнюю палату парламента вице-спикер Госдумы Петр Толстой, глава комитета по просвещению Ольга Казакова (оба – от «Единой России»), а также представители других фракций.

Обязательными в начальной школе станут ФООП по предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». В средней школе обязательными предлагают сделать программы «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности». В образовательных организациях можно будет применять ФООП или их отдельные компоненты.

Инициатива сохраняет за школами право разработать собственные программы, но их содержание и планируемые результаты «должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ», указывают авторы инициативы в пояснительной записке. Казакова пояснила «Ведомостям», что все вопросы по законопроекту были своевременно согласованы с профессиональным сообществом. «Мы учли в том числе предложение внести в число экспертов [по оценке ФООП] не только физических лиц, но и юридических», – поясняет Казакова.

Она отметила, что введение ФООП было необходимо для гуманитарных предметов, где вариативность, «примерность» понимания продемонстрировала свою негативную сторону. «Она повлияла на более низкую успеваемость, рассыпчатость знаний. Мы зафиксировали потери в знаниях, причина которых в том числе в отсутствии единообразия в преподавании», – подчеркивает глава комитета.

По словам Казаковой, много учителей из регионов поддержали появление единых стандартов, в том числе преподаватели точных наук. В будущем ФООП могут распространиться на математику, физику, химию, если возникнет такая необходимость. «Это облегчит работу учителям, позволит им не придумать ничего нового – они просто добавят нужные элементы, исходя из своего опыта и знаний», – считает Казакова.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что унификация образования не идет в ногу со временем. «Закон об образовании от 2012 г. гарантировал вариативность образовательных программ, учет запросов самих обучающихся и их родителей, других участников процесса, а также автономию образовательной организации», – подчеркивает Абанкина. По ее словам, в школах нет какого-либо провала по гуманитарным предметам, наоборот, в последние годы учащиеся получают высокие баллы по обществознанию и русскому языку.

Нет никакой связи между знаниями детей и программами, по которым они занимаются, говорит сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий. «В СССР все программы были одинаковые, а у выросших поколений представления о той же самой истории весьма разные и, мягко говоря, не идеально точные», – отмечает он. Унификация образовательных программ по точным предметам выглядит более логичной по сравнению с гуманитарными, сказал эксперт.