Госдума хочет прекратить фиктивные банкротства управляющих компаний

Авторы законопроекта считают, что это остановит открытие новых УК уже допустившими ошибки владельцами
Запретить открывать новые управляющие компании в сфере ЖКХ хотят лицам, которые ранее лишились лицензии/ Андрей Гордеев / Ведомости

Госдума 19 октября рассмотрит в первом чтении поправки к Жилищному кодексу (ЖК) России, которые позволят включать в реестр дисквалифицированных лиц не только директоров обанкротившихся управляющих компаний (УК), но и учредителей.

Законопроект о внесении изменений в ст. 193 и 195 ЖК РФ был внесен в нижнюю палату парламента в конце июля 2022 г., его авторами выступили первый зампред Совета Федерации единоросс Андрей Турчак, сенатор Ирина Рукавишникова, председатель профильного комитета Госдумы Сергей Пахомов и его первый заместитель Павел Качкаев. Одним из условий предоставления лицензии УК будет отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, не только руководителя УК, но и ее учредителя.

При этом указанные требования не будут распространяться на УК, учредителями которых являются органы власти федерального, регионального или муниципального уровня. Предполагается, что закон вступит в силу 1 марта 2023 г. Введенное в 2014 г. лицензирование УК «позволило добиться определенных успехов в части оздоровления отрасли, недопущения на рынок недобросовестных управляющих организаций и должностных лиц», говорится в пояснительной записке.

При этом авторы отмечают, что нередко УК из-за долгов перед ресурсоснабжающими организациями и штрафов за несоблюдение лицензионных требований банкротятся и параллельно учредителями создается новое юрлицо, многоквартирные дома переходят в управление вновь созданной компании, которая «начинает весь цикл заново». «Обанкротившись, такая недобросовестная управляющая организация оставляет жителей многоквартирных домов, находившихся в ее управлении, с нерешенными проблемами по содержанию подъездов, крыш, чердаков, подвалов и других объектов, а ресурсоснабжающие организации остаются с безнадежной задолженностью за поставленные воду, тепло, свет, газ», – говорится в пояснительной записке.

Накопилось достаточно практических примеров, когда было очевидно, что именно учредители деятельно распоряжались деньгами жителей по своему усмотрению, сказал «Ведомостям» Пахомов. «Ранее параллельно с банкротством умирающей УК ничто не мешало учредить тем же лицам еще одну, иногда с очень похожим названием, пустую УК [без многоквартирных домов в управлении]. А дальше – все по новой, и никакой юридической ответственности», – пояснил депутат. По его словам, первое чтение законопроекта пройдет 19 октября, внесение поправок ко второму чтению пока не планируется. «В 99,9% случаев директора действуют по заданию учредителей, при этом руководителей подвергают дисквалификации, а учредителей нет, и законопроект ликвидирует это неравенство», – считает председатель координационного совета Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Подмосковья, глава регионального исполкома ОНФ Юлия Белехова.

Закон о лицензировании от 2014 г. не показал своей эффективности, говорит зампред комитета по строительству и ЖКХ Госдумы Светлана Разворотнева. «Даже если компания лишена лицензии, те же самые люди создают новые компании», – сказала она. По словам депутата, к предложенным сейчас мерам тоже возникают вопросы: «Все упирается в то, что юрлицо можно зарегистрировать на другого человека, и это довольно трудно вычислить. Или если юрлицо выступило в качестве учредителя, правильно ли его лишать возможности учреждать новые компании?» По словам директора ассоциации «Школа грамотного потребителя» Романа Иванова, ситуация с банкротством УК не очень распространенная, но «факты имеют место». «На практике получалось, что формально компанию банкротили, но те же самые люди в том же составе открывали новое юрлицо, поэтому законодатель пытается усилить поправки на уровне федерального закона, чтобы исключить такие случаи», – говорит эксперт.