Только 21% врачей проходят курсы непрерывного образования для получения знаний

Большинство делают это для получения необходимых баллов, говорится в опросе «Справочника врача»
Врачи жалуются на формальный подход к непрерывному медицинскому образованию/ Елена Афонина / ТАСС

В рамках курсов непрерывного медицинского образования (НМО) «постоянно» или «часто» баллы начисляются формально, без фактического обучения, сочло 65% опрошенных врачей, еще 35% посчитали такую ситуацию редкой либо никогда не происходящей. Об этом говорится в результатах опроса, который проводился платформой «Справочник врача» и аналитическим бюро GXP News (есть у «Ведомостей»).

В исследовании приняло участие 1543 медика, 82% из них работают в госучреждениях, еще 14% – в частных, оставшиеся 4% либо временно не трудятся в системе здравоохранения, либо ушли из медицины (число ушедших из профессии незначительно – 15 человек).

НМО – это система последипломного образования врачей, которая направлена на повышение профессионального уровня медика и расширение его компетенций. В 2016 г. тогдашний министр здравоохранения Вероника Скворцова анонсировала, что специалисты-медики после окончания срока действия сертификата об их квалификации будут проходить аккредитацию по обновленной процедуре. Исходя из паспорта проекта Минздрава «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами», утвержденного в 2017 г., 100% специалистов до 2025 г. должны пройти эту процедуру аккредитации.

Для того чтобы дойти до аккредитационного экзамена, медики в течение пяти лет, предшествующих экзамену, должны набрать определенное количество баллов. Часто опрошенные врачи оценивали качество предлагаемого обучения невысоко: на тройки (34%) или двойки (26%) по пятибалльной шкале, а наивысшую оценку обучению поставили лишь 5% опрошенных врачей.

На формальность процедуры НМО для врачей указывают и результаты ответов на вопрос «Что чаще всего служит причиной прохождения курсов?». 89% сказали, что делают это из-за необходимости получить баллы, только каждый пятый врач (22%) отметил, что проходит курсы, чтобы получить новые знания (была возможность дать несколько вариантов ответа на вопрос).

Практически 70% опрошенных проходили допобучение онлайн, лишь офлайн – только 10%, еще 21% комбинированно. Половина врачей (51%) сказали, что проходили обучение за свой счет, каждый третий (35%) – за счет работодателя, еще 12% – в рамках вузовского бюджетного обучения.

42% врачей полагают, что стоимость последних курсов, которые они проходили, была завышена, 33% назвали ее «оправданной». Врачи, как правило, при выборе места обучения обращают внимание на ценность для практической деятельности, содержание и преподавательский состав.

Законодательство в области НМО пока достаточно размыто, в том числе и потому, что огромной проблемой является формальное отношение к учебе и со стороны учащихся, и со стороны преподавателей, говорит терапевт, основатель системы поддержки принятия врачебных решений «Справочник врача» Константин Хоманов. «Многие курсы изначально не скрывают, что они берут деньги с врачей просто за баллы. Это устраивает и многих докторов – ведь очень часто загруженность не позволяет воспринимать какую-либо новую информацию, а руководство требует прохождения курсов и баллов оттуда», – рассуждает он.

63% врачей

негативно отнеслись к переходу системы на процедуру аккредитации, так как стало труднее получить допуск к медицинской деятельности

Зачастую читаются лекции по теории, разбираются отдельные клинические случаи, не ясно, что такая лекция может дать, если информация в ней сильно приближена к учебнику, который врач в состоянии сам прочитать, говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. «Сейчас система забюрократизирована, потому что врачей на таких лекциях обязывают отмечаться, что они их слушают, иначе присутствие на курсе не будет засчитано. Система требует более тонкой настройки, создания индивидуальных треков для врачей, у которых разные целевые задачи», – резюмирует Попович.

Эксперт считает, что в идеале курсы должны быть доступны для врача все время, тогда самообразование станет более доступно для специалистов.

Информация, предоставленная об опросе, не позволяет определить качество какого конкретно «обучения» оценивали респонденты, какие ресурсы использовали для поиска образовательных элементов и их освоения, говорится в ответе Минздрава на запрос «Ведомостей».

Там пояснили, что единственный информационный ресурс, позволяющий осуществлять планирование и учет образовательной активности специалистов в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования -  портал НМФО, на котором к январю 2023 г. зарегистрированы более 900 тыс. специалистов с высшим медицинским образованием, более 800 тыс. из них за предыдущие 6 лет осваивали образовательные элементы непрерывного образования с использованием средств портала.

«Таким образом, результаты представленного опроса отражают мнение менее 0,2% специалистов соответствующей категории, зарегистрированных на портале», – считают в Минздраве. Кроме того, продолжают в министерстве, на портале есть возможность поставить оценку после освоения образовательного элемента, но ей воспользовались в среднем от 2% до 3% в зависимости от от программы освоения. Тем не менее средняя оценка удовлетворенности обучением по 10-балльной шкале, например, по программе повышения квалификации составляет 9,6.