АНО «Цифровая экономика» проверила эффективность образовательных программ

В организации предлагают работодателям участвовать в оценке эффективности учебных заведений
Freepik

Около 30–40% проанализированных АНО «Цифровая экономика» образовательных программ пришлось отправить на доработку, об этом сообщила журналистам директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО Юлия Горячкина. «Мы собрали бизнес-экспертное сообщество, в рамках проекта по контролю качества образования, в рамках цифровых кафедр проверили 511 программ от 114 вузов», – отметила она.

По словам Горячкиной, в проект вошли 60 экспертов от бизнес-отрасли. Она заявила, что и работодатели должны участвовать в оценке эффективности вузов, потому что профессорско-преподавательского состава и мер государства не хватает для усиления качества подготовки специалистов. При этом, отметила она, у университетов и бизнеса есть взаимные претензии друг к другу: первые не понимают жалобы делового сообщества, которое, в свою очередь, обвиняет вузы в подготовке некачественных кадров.

Горячкина указывает на то, что участие работодателя в процессе обучения – это тот критерий, по которому необходимо оценивать вузы или гарантировать качество образования. Она напомнила, что президент Владимир Путин в рамках конференции AI Journey в ноябре 2022 г. дал поручение Альянсу искусственного интеллекта сформировать рейтинг по качеству образования в вузах. «Наш опыт взаимодействия с бизнес-экспертным сообществом говорит нам о том, что Алтайский государственный университет (АлтГУ) делает программы не хуже МИФИ, а иногда ключевые вузы столицы борются с региональными вузами по образовательным программам», – заключила она.

Руководитель проекта «Национальный рейтинг университетов» информагентства «Интерфакс» Алексей Чаплыгин считает, что необходимо переходить к экспресс-оценкам образовательных программ профессиональными сообществами. С отдельными работодателями, по словам эксперта, сложнее работать из-за отсутствия организации. «Насколько я вижу заявления министра науки и высшего образования [Валерия Фалькова] и вице-премьера [Дмитрия] Чернышенко, есть идея, чтобы университеты соревновались не просто местами в рейтингах, а практикой – технологиями, техническими образцами интеллектуальной деятельности. В первую очередь это патенты и стартапы», – добавляет Чаплыгин. Оценка образовательных программ вместе с профессиональными сообществами поможет преодолеть наметившийся кризис международных и национальных рейтингов, заключил он.

Показатели эффективности университета нужно дополнять реальным вкладом вузов в достижения национальных целей или региональной политики, считает первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина Даниил Сандлер. По его словам, среди первых шести университетов в исследовательском треке нет ни одного вуза с численностью студентов больше 15 000. Часть профессиональных дисциплин в вузах также должен читать работодатель, университеты к этому готовы, заключил эксперт.

Оценка со стороны работодателей – это очень важный критерий эффективности вузов, необходимо лишь выработать механизмы оценивания по нему, считает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «Тот механизм, который сейчас есть, крайне слабый. В результате принят самый беззубый показатель – доля нетрудоустроившихся выпускников в течение года после окончания», – поясняет Абанкина. Эта доля колеблется в пределах 1–5%, она незначительна. Сам показатель собирается по справкам о трудоустройстве, которые никто не инспектирует. Оценка со стороны работодателей в качестве критерия заставляет вузы налаживать партнерство с фирмами и предприятиями, создавать службу карьеры или рекрутинговое агентство по трудоустройству.

У университетов есть много стейкхолдеров, в том числе и компаний, которые принимают на работу выпускников, но есть направления деятельности вузов, которые бизнес не всегда может оценивать объективно и компетентно, считает заместитель руководителя лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ Алексей Егоров. К таким направлениям можно отнести и фундаментальную науку. «Если мы хотим понять, хорошо ли вуз подготовил выпускника, мы можем спросить работодателя, в том числе через опрос, а можем посмотреть на данные: как быстро этот выпускник нашел работу, какая была стартовая зарплата, как быстро она росла и т. д.», – поясняет Егоров.

Эксперт указывает на то, что в России уже достаточно давно есть свой подход к оценке эффективности вузов – это мониторинг эффективности организаций Минобрнауки. Эти критерии во многом пересекаются с международными, которые, в частности, используются при составлении международных рейтингов вузов. «На сегодняшний день я не вижу каких-то предпосылок для радикального пересмотра критериев. Есть дискуссии относительно учета статей в зарубежных журналах, индексируемых в базах Scopus и Web of Science. Но лично мне сегодня не известны массовые случаи отказа российским авторам в публикации их исследований в зарубежных журналах, входящих в эти базы цитирования», – заключил он.