Четверти преподавателей приходится работать в нескольких вузах

Нагрузка на сотрудников учебных заведений растет из-за необходимости брать подработки
РИА Новости

На протяжении последних нескольких лет нагрузка на преподавателей вузов продолжает расти, что выражается как в количестве преподаваемых дисциплин, так и в фактической нагрузке, измеряемой в часах. Об этом говорится в работе Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, с которой ознакомились «Ведомости». Если в 2019 г. на одного преподавателя приходилось в среднем 4,6 дисциплины, в 2021 г. – уже 5,8. К примеру, в 2019 г. 12% опрошенных участников исследования ответили, что преподают девять дисциплин, в 2021 г. этот вариант ответа выбрали уже 18%. На уровне магистратуры и аспирантуры на одного преподавателя в среднем приходится меньше дисциплин, чем на уровне бакалавриата, говорится в исследовании.

При этом нагрузка преподавателей ведущих вузов немного меньше, чем сотрудников рядовых вузов – в них среднестатистический преподаватель ведет шесть дисциплин, в то время как преподаватель ведущего университета – 5,3. Впрочем, на преподавателей региональных вузов ложится большая нагрузка, чем на столичных. Это может быть вызвано низкой заработной платой сотрудников в регионах, что вынуждает их брать больше дисциплин, говорится в исследовании. Что касается предпочтений преподавателей на разных образовательных уровнях, то они склоняются больше к преподаванию (6 единиц), чем к научной работе (4,8 единицы). Больше всего времени у сотрудников вузов занимают непосредственно аудиторные занятия – в среднем 21 час в неделю. Значительную часть времени занимают также подготовка к занятиям (15 часов), научная работа в вузе (13 часов). Подработки, в том числе репетиторство, могут занимать в сумме до 30 часов в неделю, говорится в исследовании ВШЭ.

23% опрошенных в 2021 г. преподавали в других вузах, в то же время частные уроки давали 7%. Доля преподавателей на рынке репетиторских услуг снижается с 2005 г., это исследователи связывают с внедрением ЕГЭ, из-за которого снизился спрос на подготовку к вступительным экзаменам в вузы. Во многих вузах введен так называемый «эффективный контракт», по которому заработная плата зависит от вложенных усилий, поэтому преподаватели берут повышенную нагрузку, чтобы обеспечить себя финансово, комментирует результаты исследования его автор, замдиректора Института институциональных исследований ВШЭ Виктор Рудаков. «Наряду с высокой аудиторной нагрузкой у преподавателей также есть нагрузка публикационная, так как прошлая образовательная парадигма предполагала задачу публиковаться в журналах, входящих в Web of Sience и Scopus», – объясняет Рудаков. Помимо этого, продолжает эксперт, из-за того что преподаватели вынуждены вести по 5–6 курсов, у них не хватает времени для того, чтобы обновлять программы, смотреть современные исследования, неформально подходить к улучшению качества образования.

Рост аудиторной нагрузки идет последние 10 лет, подтверждает «Ведомостям» сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов. Дело в том, что руководство вуза может перевести преподавателя на 1,5 ставки без увеличения зарплаты в реальности или не включать дополнительную нагрузку в виде ставки, а распределять дополнительные часы между преподавателями, не нанимая новых сотрудников, объясняет он. Административного ресурса, который препятствовал бы росту нагрузки нет, говорит Арутюнов. «Удивительно, что такой невысокий процент занятых в репетиторстве. Сейчас развивается рынок внутреннего репетиторства в вузах, у существенного процента студентов есть репетиторы», – говорит Арутюнов.

В исследовании приняли участие 7000 штатных преподавателей и 9800 с высокой публикационной активностью, среди принявших участие в опросе штатных преподавателей вузов 65% – женщины, 35% – мужчины. В группе научно-педагогических работников с высокой публикационной активностью, наоборот, больше мужчин (53% против 47%). В обеих группах речь идет о сотрудниках от 35 до 60 лет. В рамках опроса штатных преподавателей 84% сотрудников указали, что их основная должность – преподавательская, еще 14% опрошенных занимают административные должности, 2% относятся к учебно-вспомогательному персоналу. Большинство респондентов работают в вузах Центрального федерального округа – 34%, на втором месте Приволжский федеральный округ, где заняты 18% опрошенных. В основном опрошенные университетские сотрудники преподают общественные (25,6%), профессиональные (20%) и технические дисциплины (15,6%).