Россия отказалась проводить международное исследование оценки знаний школьников TIMSS

Властям придется импортозаместить очередное утраченное исследование, говорят эксперты на рынке образования
Образование российских детей теперь придется исследовать без помощи иностранных организаций/ Артем Геодакян / ТАСС

Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS, в котором Россия принимала участие с 1995 г., не будет проводиться в 2023 г., так как российская сторона отказалась от участия в нем, сообщил «Ведомостям» исполнительный директор ассоциации – организатора исследования IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) Дирк Хастедт. В ассоциации не ответили на вопрос о причинах отказа, порекомендовав обратиться в центр проведения международных исследований от России – ФИОКО, подведомственный Рособрнадзору институт.

«В Рособрнадзоре “Ведомостям” подтвердили, что участие России в международных исследованиях качества образования от ОЭСР и IEA приостановлено “в связи с многосторонними санкциями в отношении РФ”. В ведомстве сообщили, что вместе с Минпросвещения провели работу по импортозамещению и реализовали возможность оценки подготовки учащихся “по модели PISA” с 2022 года без участия ОЭСР. “В течение трех последних лет российские специалисты досконально изучили этот инструмент измерения и могут обеспечить возможность продолжать мониторинг системы образования с помощью полностью аналогичного инструмента”, – сообщили в ведомстве»

Международное исследование TIMSS проводится раз в четыре года, последний раунд, в том числе в России, проводился в 2019 г. В ходе исследования оцениваются и сравниваются знания школьников четвертых и восьмых классов из разных стран по математике и естественно-научным предметам и то, как они могут интерпретировать свои результаты, а также применять знания на практике. Четыре года назад от России в исследовании приняло участие почти 8000 школьников из 49 регионов. Так как исследование проводится каждые четыре года в четвертых и восьмых классах, есть возможность проследить динамику изменений в образовании учащихся четвертого класса, когда они придут в восьмой класс.

Российские власти в момент подведения итогов TIMSS-2019 активно приветствовали результаты, полученные школьниками. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил лидерские позиции российского школьного образования и заявил, что в российской школе сохраняется фундаментальная подготовка, позволяющая «сформировать навыки XXI века – soft skills» (цитата по ТАСС).

В заданиях TIMSS школьники должны были не только воспроизводить знания, например решать уравнения, но и объяснять полученные ответы. Также предлагалось применять знания в предлагаемых незнакомых условиях, рассказывает член международной группы экспертов TIMSS по естествознанию с 1995 г. Галина Ковалева.

Место России в научном мире

В 2019 г. Россия вошла в десятку лидирующих по результатам стран. Например, по математике учащиеся четвертых и восьмых классов заняли 6-е место. Среди лидеров – Сингапур, Республика Корея, Гонконг и др. По естественно-научным предметам российские школьники четвертых классов заняли 3-е место (впереди также Сингапур и Корея), и 5-е место – школьники восьмых классов. Тем не менее, как отмечают исследователи в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика», по сравнению с раундом 2015 г. в 2019 г. результаты российских учащихся по математике практически не изменились, а по естествознанию динамики нет с 2011 г.

«В рамках исследования также оценивалась социально-экономическая обстановка, в которой школьники получали знания, проводился опрос родителей, директоров, учителей и самих учащихся. Это давало возможность выявить особенности организации учебного процесса, которые влияют на результаты школьников, и исправить их, если необходимо», – говорит она. Отказ России от участия в TIMSS не позволит регулярно сравнивать Россию с остальным миром в плане конкурентоспособности образования, продолжает Ковалева, кроме того, само участие страны в исследовании позволило заложить отечественную систему оценки качества образования, которую сейчас применяет сам Рособрнадзор.

В национальном проекте «Образование» стоит задача к 2024 г. занять средневзвешенное место в международных исследованиях качества общего образования не ниже десятого. Исходя из сообщения на сайте ФИОКО Россия активно готовилась провести очередной раунд исследования в 2023 г. К примеру, исследование должно было включать новые форматы заданий и интерактивные функции, а также другие особенности, чтобы заинтересовать современных учащихся. Там же в дорожной карте сказано, что в феврале 2021 г. проходило совещание национальных координаторов исследования, а в марте – апреле 2022 г. – его апробация. При этом в прошлом году Россия приостановила участие в другом международном исследовании – PISA – по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся. «В ответе на запрос “Ведомостей” в Рособрнадзоре добавили, что финансирование, ранее предусмотренное на международные исследования, было направлено на поддержку национального формата оценки качества образования»

Из-за отказа от международных исследований Россия не окажется в изоляции, уверен директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин, так как накопленный опыт позволяет проводить почти все необходимые исследования самостоятельно. «Невозможность в будущем сопоставить результаты российских школьников с другими странами – это не очень хорошо, но и не критично. TIMSS продемонстрировало, что у нас есть проблемы с учебными программами в пятом-шестом классах, так как блок естественно-научного образования после начальной школы начинает теряться», – отметил Илюхин. По его мнению, некий «вариант импортозамещения» TIMSS найдется, так как понимать, что происходит с образованием в начальной и средней школе, государству необходимо.

«Ведомости» направили запрос в Минпросвещения.