Минобрнауки предложило создать новый порядок распределения бюджетных мест в вузах

Новая методика будет учитывать потребности рынка труда в перспективе 6–7 лет
При распределении бюджетных мест в вузах будут анализировать рынок труда на шесть-семь лет вперед/ Антон Денисов / РИА Новости

Минобрнауки предложило установить единый порядок определения объема бюджетных мест в вузах, в том числе по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Соответствующий проект постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. В сообщении пресс-службы министерства отмечается, что проект учитывает изменения региональных рынков труда и потребность в кадрах для конкретных отраслей экономики субъектов Федерации.

Проект предполагает, что контрольные цифры приема будут формироваться на основе федеральных статистических наблюдений, официальной статистики Росстата в части демографии, а также данных Роструда в части аналитической информации о трудоустройстве граждан.

В документе прописывается процесс согласования общего объема контрольных цифр (т. е. всех бюджетных мест) на основании потребности регионов и корректировки на основе данных крупнейших работодателей. Например, учитывать обещают реализуемые в субъекте инвестпроекты, создающие новые рабочие места для кадров с высшим образованием в перспективе 6–7 лет. Также на число бюджетных мест повлияет текущая потребность в педагогических кадрах и работниках культуры и искусства.

Как сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы Минобрнауки, общее количество бюджетных мест на 2022/23 учебный год по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры составило 580 412. Это на 38 132 места больше, чем годом ранее. В пресс-службе пояснили, что приоритет отдается региональным учебным заведениям, куда направляется более 70% от общего числа бюджетных мест. Количество бюджетных мест, установленных университетам за исключением Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, составило 430 806.

При распределении бюджетных мест и сейчас учитывают как особенности направления (например, востребованность специальности), так и потребности регионов, рассказал заведующий лабораторией «Развитие университетов» ВШЭ Нияз Габдрахманов. «Значительную роль в распределении контрольных цифр приема помимо регулятора занимают центры ответственности – отраслевые министерства и ведомства, госкорпорации. Помимо того, что они согласуют этот показатель, они должны привлекать ассоциации работодателей для выработки конкретных решений по цифрам», – отметил он. По словам Габдрахманова, после этого идет первичный расчет в разрезе регионов и укрупненных групп специальностей. Далее центр ответственности уточняет региональное распределение, а за этим следует согласование с комиссиями и подготовка приказа по общим объемам контрольных цифр приема. 

Эксперт отмечает, что важным дополнением является определение прогнозной потребности в подготовке кадров. «Здесь есть сложность в том, чтобы определить, какое количество выпускников по определенным направлениях подготовки будет нужно в горизонте 6-7 лет. В помощь может идти указанные в постановлении базовые документы, на основании которых и будет определяться потребность в кадрах», – отмечает он. В документе также продолжает уделяться большое внимание запросу на контрольные цифры приема регионов, в соответствии с которыми будет происходить корректировка, заключил он.

Вместе с тем вливание дополнительных бюджетных мест в регионы не всегда положительно влияет на итоги приема, часть направлений подготовки с трудом их закрывает, по ряду из них значительно снижается селективность, как следствие растет гетерогенность студенческих групп. Только грамотное планирование кампании по определению общего объема контрольных цифр приема с учетом реальной потребности региона, а также трудоустройства выпускников, демографической ситуации и миграции молодежи позволит закрыть ключевые дефициты рынка труда.

Образовательная организация получает бюджетные места в результате открытого публичного конкурса, итоги которого доводятся до образовательных организаций приказом Минобрнауки, пояснила «Ведомостям» начальник управления приемной комиссии РЭУ им. Г. В. Плеханова Аюрика Батуева. Места устанавливаются по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в целом по вузу с выделением бюджетных мест для филиалов. «Вуз сам распределяет места между направлениями в рамках одной укрупненной группы направлений и специальностей. Открытый конкурс обычно проходил в феврале – апреле текущего года на следующий год, т. е. почти за полтора года до приемной кампании», – пояснила она.

По словам Батуевой, в этом году было принято решение не проводить конкурс по установлению бюджетных мест на 2024 г., а перенести его на январь 2024 г. Это решение она считает логичным, потому что для определения общего количества бюджетных мест по стране в целом необходимо иметь максимально точные прогнозные оценки потребностей в подготовке специалистов. Что же касается изменения порядка формирования и определения общего объема бюджетных мест по стране в целом, то в основе методики лежит оценка потребности со стороны руководителей субъектов РФ и непосредственно вузы эта процедура не затрагивает, заключила она.