Противодействие терроризму и экстремизму войдет в программу обучения в вузах

Решение было опубликовано через два дня после взрыва в Санкт-Петербурге
Евгений Биятов / РИА Новости

Минобрнауки выпустило приказ, согласно которому студентов будут обучать защите от терроризма, экстремизма и коррупции. Изменения вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по программам бакалавриата и специалитета.

Вузы сами определят, в какие предметы и курсы с 1 сентября включить новую компетенцию, а также сколько часов займет ее освоение. Образовательные программы будут предусматривать в том числе «формирование навыков бесконфликтного общения, умения отстаивать собственное мнение, противодействие социально опасному поведению».

В мае 2022 г. замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина заявляла, что центры по противодействию терроризму и экстремизму на базе вузов работают во всех округах России. Одной из основных задач, которую решают такие центры, стало обучение специалистов, ответственных за профилактику экстремизма, противодействие идеологии терроризма и деструктивным проявлениям. В 2021 г. более 3600 специалистов прошли обучение в координационных центрах. В 2022 г. в таких центрах планировалось обучить около 10 000 специалистов.

«Программы ОБЖ, которые есть и в вузах, и в школах, устарели, требуется их обновление. Если это будет включено в том числе в программу ОБЖ, то это самое рациональное и простое решение», – говорит профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Зампредседателя думского комитета по молодежной политике Михаил Киселев («Единая Россия») пояснил «Ведомостям», что умение распознавать социально опасное поведение, постоять за себя, отстоять свое мнение – это важные навыки.

О других действиях, которые можно было бы счесть реакцией на произошедший 2 апреля теракт, пока не сообщалось. «События, которые произошли, не послужат толчком к какой-либо активизации [работы по изменению закона о противодействии терроризму]. Работа идет планомерно, – заявил «Ведомостям» зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. – Сказать, что у нас есть какие-то серьезные проблемы, не могу».

Вечером 2 апреля произошел теракт в баре «Патриот» на Университетской набережной Санкт-Петербурга, где проходил творческий вечер военного корреспондента Владлена Татарского (Максима Фомина). В результате Татарский погиб. Подозреваемую Дарью Трепову задержали 3 апреля, а 4 апреля ее отправили под арест.

Она призналась, что принесла в заведение статуэтку, которая впоследствии взорвалась, и отметила, что готова позже рассказать о том, кто передал этот бюст. Национальный антитеррористический комитет назвал произошедшее терактом и обвинил в причастности спецслужбы Украины. Издание «Фонтанка» 4 апреля сообщило, что Трепова на допросе говорила, что собиралась уехать в Киев и работать журналисткой, а передача статуи российскому военкору преподносилась «заказчиками» как «стажировка».

Глава Союза журналистов России Владимир Соловьев считает, что разработать специальные меры защиты военкоров в частной жизни невозможно: подавляющее их большинство – это сотрудники телеканалов и газет, информизданий, т. е. они защищаются законом о СМИ. «Есть всего несколько человек, военных блогеров, которые официально не работают ни на одну редакцию», – указал он. Татарский как раз был одним из таких.

В подготовке статьи участвовала Екатерина Гробман