Счетная палата выявила нарушения в исполнении бюджета у четырех вузов

Самое серьезное может быть у РАНХиГС
Андрей Гордеев / Ведомости

Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) завысила на 920,3 млн руб. объем финансового обеспечения госзадания на оказание услуг по реализации дополнительных профессиональных программ. Об этом говорится в отчете Счетной палаты (СП) о результатах проверки исполнения закона «О федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022 г. Проверку выполнил аудитор СП Дмитрий Зайцев.

В документе сказано, что расчет нормативных затрат на оказание этой услуги должен был осуществляться с помощью корректирующих коэффициентов, утвержденных Минобрнауки. Так как академия пренебрегла этими значениями, это повлекло увеличение затрат на единицу услуги от 45,974 руб. до 2 848 875 руб. (т. е. в 1,2–13,9 раза). В результате, согласно расчетам СП, объем финансового обеспечения госзадания на оказание услуги завышен на 920,3 млн руб. При этом в отчете указано, что академия отправляла Минобрнауки обоснования к увеличению значения корректирующего коэффициента на 2022 г., но ответа на обращение не получила.

Завышение РАНХиГС финансового обеспечения госзадания почти на миллиард – это история, «заслуживающая пристального внимания», считает юрист Александр Забусов. «Не совсем понятно, как можно было игнорировать утвержденные Минобрнауки значения в своей деятельности и на какие цели были потрачены достаточно внушительные средства в проверяемый период», – сказал он. «Ведомости» направили запрос в РАНХиГС и в Минобрнауки.

Проверка проводилась еще в трех вузах – в Московском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете и Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В отчете говорится, что в 2022 г. вузы на высоком уровне исполнили свои расходы: РАНХиГС – 99,9%, Академия Глазунова – 99,9%, СПбГУ – 100%. Уровень исполнения МГУ составил 95,2 %. При этом у вузов выявлен ряд нарушений.

МГУ не смог достичь утвержденных показателей оплаты труда педагогических работников, реализующих программы общего образования: они составили 89,4% при плане 100 , у учителей – 90,5% при аналогичном плане. Помимо этого, вуз не направил в систему учета федерального имущества документы, подтверждающие изменения сведений по кадастровой стоимости 81 земельного участка и не осуществил государственную регистрацию семи договоров аренды недвижимого имущества федеральной собственности, заключенных на срок более года.

Счетная палата также выявила нарушения, связанные с приемкой и оплатой фактически невыполненных работ и безосновательным изменением существенных условий контрактов. В отчете указано, что Академия Глазунова неправомерно оплатила работы по погрузке и вывозу строительного мусора и грунта на общую сумму 564 000 руб. В СПбГУ выявлены факты завышения цен по трем контрактам на выполнение подрядных работ: по результатам проверки цены двух контрактов уменьшены, по одному контракту произведен возврат средств.

«Ведомости» направили запросы в МГУ, СПбГУ и Академию Глазунова.

«По итогам проведения контрольных мероприятий принято решение направить представления Счетной палаты ректорам проверенных вузов, информационное письмо – в ФАС, а также учесть полученные результаты в письмах в правительство РФ и Росимущество», – заключил Зайцев.

Руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов пояснил «Ведомостям», что правительство приняло отдельные федеральные законы в отношении МГУ, СПбГУ, РАНХиГС и Академии Глазунова. Именно поэтому для них предусмотрена отдельная проверка Счетной палаты. Климанов указал, что ведомство стало уделять больше внимания не только сопоставлению фактических значений потраченных средств к плану, но и эффективности их использования.

Цели и результаты, которые должны быть достигнуты за счет финансирования вузов, определяются заблаговременно, указывает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Это касается как увеличения заработной платы научных сотрудников и преподавательского состава, так и развития базы интеллектуальной собственности и финансирования проектов по содержанию и развитию имущественной базы. Если вуз справляется с поставленными задачами и достигает заявленных целей в рамках установленных для него лимитов бюджетного финансирования, то в дальнейшем он сможет получать бюджетные средства в прежнем объеме или даже претендовать на дополнительное финансирование своих новых проектов.

В случае если вуз не справляется или допускает нецелевое использование средств, то это может привести к разнообразным негативным последствиям: предупреждениям и предписаниям на устранение выявленных нарушений или урезанию финансирования, передаче сведений о допущенных нарушениях в компетентные органы исполнительной власти. В случае с закупками это Федеральная антимонопольная служба (ФАС), поясняет Жарский. «В конкретном случае я не вижу каких-то серьезных нарушений, выявленных СП, за исключением случаев в сфере закупочной деятельности», – говорит эксперт.

По его словам, необоснованное изменение условий контрактов, нарушение сроков оплаты услуг подрядчиков и выполнения работ по контрактам – это стандартные нарушения, которые зачастую даже не приводят к возбуждению административных дел со стороны ФАС.

Выявленные в отчете нарушения схожи с прошлогодними, указывает председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов. По его словам, эти недостатки несущественны, но требуют повышенного внимания. «Тот факт, что они проявляются уже на протяжении более года, требует усиления контроля за соблюдением учебными заведениями требований законодательства в части порядка осуществления операций с недвижимостью и регулирования государственных закупок», – говорит эксперт.

Руководитель корпоративной практики Key Consulting Group Ангелина Севостьянова отметила, что самое существенное из выявленных нарушений – применение неверных коэффициентов. За это предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (отдельные статьи гл. 15 КоАП РФ).