Только 20% студентов используют возможности получения дополнительного профессионального образования в вузах

Полученных во время основного обучения знаний достаточно, уверены обучающиеся
Студенты редко пользуются возможностью получить дополнительное профессиональное образование параллельно с основной программой/ Сергей Пятаков / РИА Новости

Около 70% студентов сообщили, что в их вузе есть возможность получить дополнительное профессиональное образование (ДПО), при этом лишь 20% воспользовались такой опцией или планируют это сделать. Об этом говорится в совместном онлайн-исследовании платформы «Неравнодушный человек», Минобрнауки и думского комитета по молодежной политике. Опрос проводился с 31 мая по 26 июня среди 12 833 студентов на всей территории России.

ДПО получают параллельно к высшему или среднему профессиональному образованию. Программы ДПО предполагают получение специальных знаний и уточнение квалификации. При этом в вузах распространена практика, когда студенты получают ДПО параллельно с высшим образованием: таким образом на выпуске получается узкий специалист. К диплому в таком случае выдается приложение о прохождении ДПО.

В исследовании отмечается, что только 3% опрошенных студентов указали на невозможность получения ДПО в вузе, остальные 29% не знают ответа на этот вопрос. В то, что диплом об окончании вуза будет полезен при устройстве на работу, верят 80% студентов, почти каждый десятый – 11% – утверждает обратное, оставшиеся 9% не определились в этом вопросе.

Две трети опрошенных полагают, что во время обучения в вузе они приобретают достаточно «надпрофессиональных компетенций» для уверенного выхода на рынок труда. Об этом говорит 61% опрошенных студентов. О нехватке или отсутствии обучения soft skills (комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами) в стенах вуза заявляет 15% студентов, затрудняется ответить каждый пятый – 22%.

Небольшая доля студентов, получивших ДПО, объясняется недостаточным уровнем информированности об этих программах, считает зампредседателя думского комитета по молодежной политике Михаил Киселев («Единая Россия»). По его словам, интерес у студентов к такому виду образования существует. Об этом говорят результаты отдельной программы по бесплатному профобразованию и получению рабочих специальностей из студенческих отрядов. «По этой программе в плане было обучить 35 000 ребят, фактически было обучено 40 000 человек. При этом желающих заявилось в 2 раза больше», – подчеркнул депутат.

Студенты не могут получить документ о ДПО в процессе своего обучения в вузе (т. е. сертификат о прохождении ДПО выдается вместе с дипломом. – «Ведомости»), пояснил заместитель директора Института образования, руководитель Лаборатории непрерывного образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. Он отмечает, что студенты нуждаются в таком документе, чтобы устроиться на работу еще в процессе обучения.

За последние полтора года в РЭУ им. Г. В. Плеханова 3869 студентов получили образование по дополнительным общеразвивающим программам и ДПО на коммерческой основе, сообщила директор института бизнеса и управленческого образования вуза Светлана Нечаева. Наибольшей популярностью пользуются такие программы, как «организация предпринимательской деятельности», «цифровая трансформация управления».

Руководитель ДПО факультета прикладной математики и информатики МФТИ Анастасия Иванова сообщила, что 65% слушателей программ ДПО в вузе приходят за новой профессией, хотят учиться не более полутора лет и получить подтверждение прохождения обучения – диплом о профессиональной переподготовке. Программы ДПО пересекаются с дисциплинами бакалавриата и магистратуры. По ее словам, на программы ДПО чаще приходят люди от 25 до 40 лет, не являющиеся выпускниками МФТИ, но заинтересованные в качественных программах и готовые к сложностям во время обучения. «Спрос на программы стабильно высокий, особенно востребованы программы Data Science, Data Analyst, Data Engineer и разработка на языках программирования Python, С++, C#, Java, Go, а также мобильная разработка и разработка игр», – заключила она.