Минпросвещения разрабатывает онлайн-сервис психологической помощи школьникам

Сервис должен облегчить работу с подростками в условиях дефицита специалистов
Freepik

Министерство просвещения ищет разработчика для создания электронного образовательного сервиса «Цифровой психолог», на разработку которого выделят 260 млн руб. до конца 2023 г. Открытый конкурс размещен на портале госзакупок 29 июня. Все работы должны завершиться к 15 декабря 2023 г. Полноценно ввести систему в эксплуатацию собираются в 2024 г. в пяти регионах.

Сервис «Цифровой психолог» будет представлять собой онлайн-платформу для аудио- и видеосозвонов психологов-преподавателей со школьниками, следует из приложенной к закупке документации. Чтобы получить квалифицированную помощь, школьнику нужно будет авторизоваться на платформе, записаться к педагогу-психологу в доступные даты, получить рекомендации и оставить обратную связь о сеансе.

«Ведомости» направили запрос в Минпросвещения.

В профилях психологов будет отражена информация по уровню профессионального образования, опыту работы, видам и формату оказываемой помощи, тематике запросов и спектру проблем, с которыми они работают. Если пользователь оставил положительную оценку конкретному специалисту, то при просмотре доступных для записи занятий система будет автоматически отдавать приоритет выбранному педагогу. Причем аккаунтами детей до 14 лет будут управлять «законные представители», тогда как подростки от 14 до 18 лет смогут сами записаться на прием.

Разработчик должен предусмотреть информационное взаимодействие с ФГИС «Моя школа» для формирования ссылки на указанный в записи период времени и ее аннулирование в случае переноса или отмены записи.

Создание подобной системы должно повысить уровень доверия школьников и их родителей к психологической помощи для решения проблем академической неуспешности и социальной адаптации, а также поддержать всех нуждающихся вне зависимости от территории проживания, говорится в документации.

В системе образования есть дефицит квалифицированных педагогов-психологов, указано в материалах закупки. Там упоминается и «недостаточный уровень доступности» такой помощи для обучающихся и их родителей «в отдельных субъектах РФ». Также говорится о «существенных различиях и диспропорциях» в уровне доступности такой помощи в различных образовательных организациях. Кроме того, в деятельности психологов превалируют «рутинные трудовые функции», связанные с диагностикой, заполнением документов и подготовкой отчетов, что приводит к дефициту времени в работе с учениками и их родителями, отмечено в материалах.

По статистике, собранной ФГБУ «Российская академия образования» (РАО) и касающейся состояния школьных психологических служб в России, на каждого школьного психолога сегодня приходится от 148 до 882 обучающихся, в то время как средняя наполняемость московской городской школы – 550–950 человек.

Минпросвещения 11 апреля предложило установить норматив по числу психологов на обучающихся в учреждении детей. В министерстве подсчитали, что в детских садах должен работать один педагог-психолог на 200 воспитанников, в школах – один на 300 учеников, в колледжах – один на 500. В проекте также указано, что в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должен работать один педагог-психолог на 30 человек. Планируется, что приказ вступит в силу 1 сентября 2024 г.

Опрошенные «Ведомостями» психологи разошлись в оценках эффективности онлайн-общения психологов с учащимися. Россия включена в общемировую систему телефонов доверия и оказания экстренной психологической помощи – эта практика заслуживает внимания, считает доцент Института специального образования и психологии Лариса Овчаренко. Дополнительная помощь живого человека будет востребована, но в работе такая платформа не сможет полноценно заменить очного взаимодействия, указывает она.

В ситуации проблем и кризиса человеку гораздо проще общаться с незнакомцем, с которым он никогда не встретится, или даже «писать в никуда», напоминает семейный психолог, специалист психологической платформы Alter Елена Кандыбина. Не нужно переживать, что сверстники увидят школьника в кабинете специалиста или психолог направится прямиком к классному руководителю, добавляет руководитель команды поддержки Zigmund.Online Наталья Синицына. Не так страшно общаться с человеком по ту сторону экрана, как видеть его вживую напротив себя, полагает эксперт.

В ряде школ функции психолога делегируются социальному педагогу, которые, как правило, выполняют бывшие сотрудники полиции или соцзащиты, а вовсе не профильные специалисты, рассуждает заместитель руководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог» Светлана Платонова. Возможность обратиться к психологу будет преимуществом для того, чтобы научить детей и подростков справляться с тем информационным шумом, который может влиять на их психику, допускает она. Кроме того, специалист сможет проконсультировать по вопросам профориентации, возникающим у подростков в старших классах, добавляет психолог когнитивно-бихевиоральной терапии, директор по персоналу Postgres Professional Ксения Замуховская.

Подготовить психологов и мотивировать их отправиться в регионы – задача сложная и гораздо проще создать платформу, где психологи дистанционно (по аналогии с телемедициной) могли бы оказывать поддержку школьникам, продолжает Платонова. Из 260 млн руб., которые ведомство закладывает на разработку сервиса, уйти именно на разработку может от 120 млн руб., оценивает руководитель проекта «Контур.Толк» Павел Скрипниченко. Вся сложность решения заключается именно в интеграции сервиса в единую систему с аналитикой, передачей данных между компонентами внутри, а также использовании собранной информации для персонализации опыта пользователя, указывает основательница онлайн-школы психологических профессий «Психодемия» (входит в Ultimate Education) Мария Данина. Кроме того, придется решить проблемы безопасности, аутентификации, интеграции с календарями, региональными государственными информсистемами и «Моей школой», заключает Скрипниченко.