Лекарства для прерывания беременности станут менее доступны

Но осталось неясным, попадут ли под ограничения средства для экстренной контрацепции
Антон Денисов / РИА Новости

Минздрав России планирует до конца года ограничить продажи препаратов для прерывания беременности, включив их в перечень предметно-количественного учета наравне с лекарствами, содержащими наркотические средства. Об этом 17 июля заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко по итогам заседания президиума фракции «Единая Россия» (цитата по «Интерфаксу»). По словам министра, «препараты, которые используются для медикаментозного аборта, должны жестко контролироваться для обращения в медицинских и фармацевтических организациях».

Представитель министра не смог ответить на вопрос «Ведомостей», коснется ли эта мера и препаратов для экстренной контрацепции или затронет только средства для медикаментозного аборта.

Медикаментозный аборт представляет собой прием гормональных препаратов, которые приводят к естественному выкидышу, замиранию или откреплению зародыша от стенок матки. Медикаментозный аборт в России проводится под наблюдением врачей, таблетки для медикаментозного прерывания беременности купить в аптеке невозможно.

Но в продаже есть препараты для экстренной контрацепции, Согласно определению ВОЗ, такие препараты не приводят к абортированию. Механизм действия таблетки таков, что он предотвращает беременность путем предупреждения или задержки овуляции, т. е. до образования зиготы. Срок принятия – в среднем 72 часа после полового акта.

Инициатива, которую поддержал Мурашко, была предложена думским комитетом по делам семьи, женщин и детей. Его первый зампред Татьяна Буцкая («Единая Россия») считает, что в случае принятия нормативный акт Минздрава позволит проследить судьбу каждой таблетки для медикаментозного аборта. «В какой аптеке ее продавали, в какой клинике выдали. Государству важно знать, соблюдены ли все правила поддержки женщины в состоянии репродуктивного выбора, включая неделю тишины, консультацию психолога, юриста, соцработника», – сказала она.

Обязательному предметно-количественному учету подлежат лекарства, которые содержат наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, пояснил руководитель практики «медицина и фарма» Key Consulting Group Владислав Радов. Аптеки, реализующие их, должны не только иметь соответствующую лицензию, но и вести отчеты по нормативно установленной форме, регистрировать каждую операцию с лекарством, а нарушение данных правил может привести в том числе к уголовной ответственности, продолжил Радов. Согласно пункту 9 приказа Минздрава, регулирующего порядок назначения и выписывания лекарств, для приобретения препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, необходим рецепт, добавил юрист.

Доступность препаратов для прерывания беременности может снизиться, так как право работать с этим ассортиментом имеют не все аптеки, говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. В России работает всего несколько тысяч аптек, которые смогут продавать данные лекарства, считает генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк. «Ведомости» направили запрос о точном количестве таких аптечных организаций в Росздравнадзор. По словам Буцкой, аптек, где можно будет по рецепту врача приобрести данные препараты, достаточно. «Они работают при медицинских центрах, поликлиниках, женских консультациях. Не будет такого, что препарат не смогут найти, когда его прописали», – пояснила она.

При включении лекарств для прерывания беременности в перечень препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, врачи будут стараться не выписывать эти средства, уверены Шуляк и Беспалов.

Мнения относительно изменения цен на данную категорию препаратов разделились. Беспалов думает, что цены могут вырасти, Шуляк же считает, что этого не произойдет, но продажи однозначно упадут. «Как только препарат становится учетным, спрос на него резко падает», – резюмирует последний. Согласно данным DSM Group, в 2022 г. объем аптечных продаж средств для прерывания беременности вырос на 5,4%, составив 2,4 млн упаковок. За первые пять месяцев 2023 г. их продажи упали на 2,2% к аналогичному периоду прошлого года, до 1,01 млн упаковок. Причем все препараты для прерывания беременности, включая экстренную контрацепцию, являются рецептурными, уточнил представитель DSM Group.

Думский комитет по охране здоровья также поддерживает инициативу Минздрава, заявил «Ведомостям» его глава Бадма Башанкаев. Препараты для прерывания беременности должны подлежать предметно-количественному учету, согласен сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. Радов, в свою очередь, подчеркивает, что вопросы репродукции и прерывания беременности на ранних сроках – это неотъемлемое право женщины, а подобное регулирование ему видится излишним.

Сколько в России делают абортов

По итогам 2022 г. Минздрав представил отчет, в котором собрал статистику об абортах за прошедший год, писали «РИА Новости». По данным ведомства, всего в 2022 г. был совершен 395 201 аборт, что на 4% меньше по сравнению с 2021 г. При этом общее число медикаментозных абортов в прошлом году составило 179 387 (-5,3% к прошлому году).

При сокращении доступности метода для пациенток может начать расти серый рынок препаратов, сказал «Ведомостям» практикующий гинеколог на условиях анонимности. «Если медикаментозный аборт производится в сопровождении врача и строго по показаниям, т. е. метод не дискредитируется и выполняется должным образом, то он имеет право на применение», – говорит медицинский советник сервиса «Доктис» Дмитрий Спиридонов.

Ограничение продажи препаратов для прерывания беременности не поможет в решении демографических проблем в стране, считает демограф Алексей Ракша. С ним согласен и Беспалов: «Проблема бесконтрольного применения подобных препаратов должна решаться, но в рамках этой проблематики демография стоит ближе к концу списка, если не в конце».

Ракша напомнил об опыте Польши, где политику в отношении прерывания беременности ужесточали на протяжении всего XXI века, а в 2020 г. вступил в силу фактически полный запрет на аборты, после чего рождаемость в стране упала. У Аргентины, Испании и Ирландии, по его словам, после легализации абортов рождаемость, наоборот: повысилась. Более эффективным методом улучшения демографической ситуации, по мнению Ракши, является предоставление материнского капитала на второго ребенка в размере 1 млн руб., на третьего – 1,5 млн руб.