В Китае началась масштабная кампания против коррупции в здравоохранении

Главной целью станут платежи фармкомпаний врачам за продвижение лекарств
Обычный китаец не сталкивается с коррупцией в здравоохранении, но расхищение государственных средств приводит к повышению себестоимости медицинских услуг/ АР

Национальная комиссия по здравоохранению (НКЗ) Китая начала годовую кампанию по искоренению коррупции в отрасли, сообщило китайское издание Global Times (GT). Как объявила НКЗ, особое внимание будет уделено «нескольким ключевым лицам» и ключевым позициям в фармацевтической промышленности. GT со ссылкой на медицинских экспертов сообщает, что текущая кампания будет самой масштабной и энергичной по сравнению с прошлыми, так как коррупция в медицине является серьезной проблемой, подрывающей доверие к системе здравоохранения КНР.

Внимание регулятора к «ключевым лицам» объясняется тем, что в последние годы ряд высокопоставленных деятелей отрасли запятнали себя взяточничеством и спекуляциями. Это, в свою очередь, наносит существенный вред фармацевтической промышленности, а также подрывает права и интересы населения. Как заявили представители НКЗ, годичная кампания охватывает всю цепочку производства, обращения и продаж в фармацевтической промышленности.

Широкомасштабная борьба с коррупцией в общественном здравоохранении началась в июле. По состоянию на 12 августа расследование проводилось в отношении по меньшей мере 176 партийных секретарей и руководителей больниц. Нынешняя кампания сосредоточится сразу на нескольких аспектах. Основной формой коррупции, с которой китайские власти намерены вести борьбу, является продвижение врачами и медработниками тех или иных лекарств за деньги и прочие вознаграждения. Как сообщает агентство Bloomberg, сохраняющаяся десятилетиями низкая оплата труда медицинских работников побуждала их брать деньги от производителей лекарств и медицинского оборудования, которые были рады увеличить продажи за счет отпускаемых по рецепту лекарств. Постепенно эта схема усложнялась, и вознаграждение врачи стали получать в том числе за выступления на конференциях и семинарах. Этот вид коррупции, добавляет Bloomberg, стал причиной высоких цен на лекарства.

Кампания по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения – часть еще более масштабной кампании, в рамках которой проверяются наиболее зависимые от государственного бюджета отрасли, говорит директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. На бытовом уровне обычный китаец не сталкивается с коррупцией в здравоохранении, но расхищение государственных средств приводит к повышению себестоимости медицинских услуг. Китай только переходит к централизованному контролю за производством лекарств, система их лицензирования работает не очень упорядоченно, замечает эксперт. Когда правительство начало с этим разбираться, стало известно о хищениях государственных средств и функционировании мелких нелицензированных заводов, продвигающих лекарства через врачей, о существовании которых знали только местные власти. Поэтому предполагается, что новая антикоррупционная кампания укрепит доверие к государству и позволит упорядочить рынки лекарств и медицинских услуг в Китае. Скорее всего, дело закончится арестами, добавляет Маслов. Проведение новой кампании может привести к снижению цен на лекарства и медицинские услуги на 10–15% как для обычных потребителей, так и для государства, говорит эксперт. Антикоррупционные меры сделают рынок здравоохранения более привлекательным для инвесторов, гарантируя, что инновационные идеи не будут украдены. Кроме того, проведение кампании приведет к росту доверия к китайской медицине. Китай активно развивает медицинский туризм, продолжает эксперт. Многие иностранцы приезжают на лечение, так как китайские клиники значительно дешевле, чем на Западе, и предоставляют качественные медицинские услуги, заключает Маслов.

Судя по масштабам расследования и особенностям китайского законодательства, последствия для отдельных лиц будут серьезными, считает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Тем не менее, подчеркивает эксперт, позитивный эффект этого процесса будет краткосрочным, если расследование примет форму разовой акции и не будет иметь системный характер. В России, объясняет Беспалов, аналогичные нарушения тоже встречаются, но они чаще всего облечены в легальные форматы – например, по обучению персонала или оказанию экспертных услуг. «Есть масса способов вознаградить [со стороны фармкомпании] специалиста, но доказать какой-то [уголовный] умысел практически нереально», – резюмирует эксперт.