Через буддизм Россия заявляет миру о готовности к диалогу

Как в Бурятии проходит Международный буддийский форум
Бурятия считается центром буддийской культуры/ Правительство Республики Бурятия

Через буддизм у России появляется возможность заявить всему миру, что страна «открыта к диалогу» и готова «выстраивать дипломатические отношения в справедливом, честном, созидательном и миролюбивом формате», сказал «Ведомостям» глава Республики Калмыкия Бату Хасиков на Международном буддийском форуме в Улан-Удэ.

Такой форум проводится впервые. Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов в приветственном слове выразил уверенность, что он позволит определить перспективы сотрудничества стран, в которых распространен буддизм. А на форуме были представители 14 из них, включая Индию, Китай, Камбоджу, Мьянму, Южную Корею и Вьетнам. Глава Бурятии пожелал гостям мероприятия «жить по канонам буддизма, чтобы наш мир был свободен от жадности, от ненависти и от невежества». Согласно буддийскому учению, эти три яда являются причиной страданий всех живых существ, заметил Цыденов.

На пути к физкультурно-спортивному комплексу, где проходит форум, стояли группы монахов в оранжевых одеяниях, многие из которых о существовании Бурятии читали только в книгах. «Я впервые в России, очень удивлен и рад, что буддизм так активно развивается в вашей стране», – сообщил представитель непальского монастыря.

В России к буддистам относят себя около 1% населения страны, следует из опроса ВЦИОМа, проведенного в 2021 г. А по оценкам Буддийской ассоциации России, их от 1,5 млн до 2 млн. В основном люди, исповедующие буддизм, населяют Бурятию, Туву и Калмыкию.

Бурятия считается центром буддийской культуры. В республике, например, расположен центр Традиционной буддистской сангхи России – Иволгинский дацан. Здесь также находится буддистская святыня – нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Даши Доржо Итигэлова, единственное прижизненное изображение Будды Шакьямуни статуя Зандан Жуу и одно из крупнейших собраний китайских, тибетских и индийских рукописей, перечислил Цыденов. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко называет регион еще и «ярким примером комфортного существования представителей разных народов и верований»: в Бурятии исповедуют шаманизм, а русское население – православие.

Организаторы форума – Буддийская традиционная сангха России, правительство Бурятии, фонд содействия буддийскому образованию и исследованиям – в выборе гостей и обсуждаемых темах отдавали предпочтение светско-религиозному балансу. На одной площадке собрались главы дипломатических представительств и буддийских организаций, чиновники в костюмах и монахи в просторных одеждах. Среди них были чрезвычайный и полномочный посол Шри-Ланки в РФ Джанита Абейвикрема Лиянаге и настоятель храма Юнхэгун в Пекине (КНР) Ху Сюэфэн. Заместитель председателя Госдумы РФ Шолбан Кара-оол и главный монах королевского храма Бутана Кхенпо Уджен Намгьял.

В первый день форума прошло восемь дискуссионных панелей, где обсуждались принципы буддизма в контексте вызовов современности, стремительно меняющегося информационного пространства, перспективы буддийского образования и дипломатических отношений, а также возможности восточной медицины. На открытии форума глава Буддистской традиционной сангхи России Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев подчеркнул важность развития многополярного мирового сообщества, за счет которого будет «установлен баланс разума и процветания», станет прочным взаимоуважение народов и конфессий.

В ходе дискуссии «Миры буддизма: единство в многообразии» Спалдон Джегмет из Университета Ладакха (Индия) рассказала, что в Южной и Юго-Восточной Азии буддизм все больше определяется как философия, а не как религия. В зависимости от страны он действительно отличается, но люди, исповедующие его, принципиальны в том, что это «учение добра», уверен востоковед Андрей Фесюн. Буддизм может рассматриваться «как серьезная миротворческая сила», согласился заместитель директора по научной работе Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Сергей Лепехов.

В это же время представители пяти университетов подписали соглашение о создании консорциума «Буддийское образование». По словам директора Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Алексея Маслова, такое объединение религиозных и светских высших учебных заведений происходит впервые в истории России. Бурятский, Калмыцкий и Тувинский госуниверситеты совместно с Агинской буддийской академией и Буддийским университетом «Даши Чойнхорлин» займутся научными исследованиями и формированием образовательных программ. Алдар Дамдинов, ректор Бурятского университета им. Доржи Банзарова (БГУ), отметил, что вуз уже готовит программу, посвященную философии буддизма.

На сессии, посвященной современным международным отношениям, социолог из БГУ Тимур Бадмацыренов напомнил, что буддийские монастыри традиционно выступали образовательными центрами, а монахи даже выполняли дипломатические и политические миссии. Сегодня данная концепция вряд ли может быть полностью воспроизведена, но буддийская дипломатия по-прежнему играет важную роль в системе международных отношений, как, например, сказал «Ведомостям» в кулуарах директор Восточного института Бурятского государственного университета Владимир Родионов.

По его мнению, проведение Международного буддийского форума – это часть дипломатии, проводимой Россией, или на языке политологии – «модификация мягкой силы», которая, в свою очередь, влияет и на экономические отношения. «Буддизм как религия ассоциируется с миролюбием, спокойствием и очень подходит России на международной арене», – считает Родионов. Надежду на то, что форум послужит началом для новых экономических связей, выразил и заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. Через буддизм в Россию тянутся даже недружественные страны, верит Хасиков. Впрочем, отмечалось не только миролюбие буддистов. В своем приветственном слове президент РФ Владимир Путин отметил, что «представители регионов, жители которых традиционно исповедуют буддизм (Бурятия, Тува и Калмыкия. – «Ведомости»), вносят героический вклад в решение задач специальной военной операции».

Как отметил Родионов, у России налажены очень хорошие отношения с КНР и Индией, а в религиозном плане есть тесные связи с Монголией, Тибетом, частично с Непалом и Бутаном. По его мнению, перспективы сотрудничества есть с каждой страной – участницей форума.

Экономические отношения с азиатскими странами становятся все более приоритетными для России, добавил руководитель центра «Государство и религия в Азии» Института Китая и современной Азии РАН (создан при поддержке Администрации президента в декабре 2022 г.) Максим Михалев. Сейчас изучаются механизмы взаимодействия азиатских религиозных институтов и государства как для выстраивания международных связей, так и для адаптации некоторых методологий в России, сказал он «Ведомостям» в кулуарах форума.

Участники форума также затронули вопросы сохранения буддизма и культурного наследия. Согласно прогнозам исследовательского центра Pew Research Center «Будущее религий», численность буддистов в мировой популяции с 2010 по 2050 г. сократится с 7,1 до 5,2% (на 1,5 млн человек, до 486,3 млн человек). Тогда как количество христиан не изменится, составив 31,4%, или 2,9 млрд человек, а число мусульман вырастет с 23,2 до 29,7%, до 2,8 млрд человек.

Координатор проекта центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ) Сибирского отделения РАН Олег Ринчинов рассказал, что для сохранения буддийского книжного и письменного наследия – текстов и писаний – используют искусственный интеллект. Задача центра, по его словам, состоит в «полной цифровизации памятников письменного наследия».

Глава Республики Калмыкия после пленарной сессии, в завершение первого дня сообщил «Ведомостям», что традиция первого международного форума будет продолжена в его республике: в 2025 г. там пройдет Саммит буддийских стран.