Молодые педагоги составляют малую часть учительского состава в школах

Это не новая тенденция, говорят эксперты
Илья Наймушин / РИА Новости

В российских школах и детских садах наблюдается дефицит преподавателей и воспитателей в возрасте 20–30 лет: они составляют около 10% от общего числа педагогов. Об этом говорится в исследовании «Актион образования» (входит в группу «Актион»). Опрос проводился среди 700 работников администраций школ и детсадов по стране с 14 по 21 сентября.

Во времена СССР профессия учителя была массовой начиная с тех времен, когда государство взяло на себя обязательства по ликвидации безграмотности, отмечает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Для педагогов тогда было достаточно получить среднее профессиональное образование, а не высшее, как сейчас, говорит она: это были меры для борьбы с дефицитом кадров. «Нехватка педагогов была всегда. В какие-то периоды справиться с ней помогали демографические волны, когда рождалось меньше детей, – при этом в среднем классы в СССР насчитывали около 40 детей», – пояснила эксперт.

В исследовании «Актиона» отмечается, что педагоги в возрасте 40–50 лет составляют около 59% преподавательского состава в школе, в детских садах – до 61%. Вторая по численности возрастная группа в школах – старше 50 лет (31%), в детсадах – от 30 до 40 лет (23,5%). Учителя в возрасте 30–40 лет оказались самой малочисленной группой в своих коллективах – всего 10,2% от общего количества. Педагоги 20–30 лет, в свою очередь, составили 6% в детских садах.

Абанкина считает, что сейчас в России есть несимметричная нехватка педагогов-предметников: это учителя физики, химии, математики, информатики. Основные проблемы с удержанием педагогов связаны с условиями и оплатой труда: базовая зарплата ниже среднего уровня по стране без учета доплат. «Чтобы выйти на достойный уровень оплаты труда, учителям приходится брать на себя дополнительную нагрузку (к примеру, в проекте нового бюджета заложено 90 млрд руб. на выплаты за классное руководство. – «Ведомости»). Работу в школе необходимо делать более привлекательной и бороться с выгоранием педагогов», – заключила Абанкина.

В Мониторинге экономики образования НИУ ВШЭ от 2022 г. также говорится, что и в сельской местности, и в городах преобладают опытные учителя, чей стаж насчитывает более 20 лет. При этом педагогов с минимальным педагогическим стажем – до пяти лет – крайне мало, их доля не превосходит 7,2% в городах с населением от 100 000 до 1 млн жителей. В Москве же, например, – всего 5,8%. Невелика и доля педагогов с эффективным педагогическим опытом от 5 до 20 лет, которые чаще всего находятся в пределах средней возрастной группы, – менее трети от всех ответивших.

Эксперты подсчитали, что наибольшее число опытных педагогов – среди учителей начальных классов (68,3%), преподавателей гуманитарных (66,5%) и естественных наук (64,2%). Большая доля молодых учителей – педагоги по иностранному языку (47,3% ответивших имеют стаж свыше 20 лет, при этом 9,1% – молодежь, работающая менее пяти лет), учителя, преподающие физическую культуру (соответственно 50 и 8,8%), а также основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и гражданскую оборону.

В 2021 г. министр просвещения Сергей Кравцов говорил, что средний возраст учителя в российских школах составляет 45–47 лет. При этом в июне 2023 г. министр отмечал, что количество заявлений от абитуриентов на педагогические направления в вузы в этом году вдвое больше, чем за аналогичный период 2022 г. Всего в прошлом году в педагогические вузы было подано 370 000 заявлений. Этот показатель в полтора раза превышает данные за 2021 г.

О дефиците молодых педагогов не раз говорила и вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, в 2023 г. в системе общего образования трудятся более 1,3 млн педагогических работников. При этом только 150 000 учителей моложе 30 лет. Согласно прогнозу Российской академии образования, к 2029 г. в школах будут работать не более 6% учителей до 30 лет.

«Ведомости» направили запрос в Минпросвещения.

Нехватка молодых учителей связана в первую очередь с низкими зарплатами и несоответствием мест работы их ожиданиям, отмечает эксперт благотворительного фонда «Эмпатия» Юлия Манаенкова. При этом у государства есть серьезный конкурент в лице частных школ и садиков, в которых часто меньше формальностей, более высокие зарплаты, а также больше возможностей для развития. «Долгий поиск кадров зачастую связан со спецификой работы педагога – ведь школы хотят видеть у себя ответственного учителя, а ответственный педагог не бросит предыдущее место работы посреди учебного года. Плюс иногда нужного понравившегося практиканта ждут целенаправленно, а это может занимать время до его выпуска из вуза», – считает эксперт. Рынок образования в России сегодня представляет собой достаточно конкурентную рабочую среду для ее участников: хорошие педагоги очень востребованы, особенно по основным предметам и предметам IT и технической направленности, заключила Манаенкова.