Нотариусы проверят кредитные организации при получении исполнительной надписи

Законопроект одобрили в правительстве
Андрей Гордеев / Ведомости

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки Минюста в ст. 59 и 91 основ законодательства о нотариате, которое предусматривает расширение перечня условий совершения исполнительной надписи, а также уточнение правил удостоверения медиативных соглашений. В ближайшее время проект будет внесен в Госдуму, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к комиссии. В проекте Минюста говорится, что законопроект разработан в том числе для предотвращения использования института нотариата в подозрительных операциях по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Исполнительная надпись – это специальная отметка нотариуса на договоре. «Она дает право кредитору принудительно взыскать деньги или имущество с должника, который уклонялся от возврата долга, без обращения в суд. Получив исполнительную надпись, кредитор может сразу же идти к судебным приставам и не тратить время и деньги на судебные разбирательства. Данный инструмент является простым и эффективным механизмом защиты своих законных прав», – пояснил «Ведомостям» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

По словам Груздева, в настоящий момент на практике иногда выявляются подозрительные операции по исполнительным надписям о взыскании задолженности по нотариально удостоверенному договору. «В связи с этим предлагается распространить правило о предоставлении нотариусу выданного кредитной организацией документа, подтверждающего перечисление денег заемщику, на все случаи совершения исполнительных надписей. Таким образом, нотариус сможет убедиться, что договор не фиктивный», – отметил Груздев. Он добавил, что при этом нотариусы смогут проверять предоставленный документ непосредственно в банке по электронным каналам.

Нотариус, согласно поправкам, будет проверять достоверность договора при помощи электронного запроса в банк, пояснил представитель пресс-службы Федеральной нотариальной палаты (ФНП). «Это поможет исключить риски предъявления фальшивых документов, а использование цифровых технологий нотариата сделает процесс проверки сведений максимально оперативным и удобным», – уточнил представитель пресс-службы. В ФНП обратили внимание на то, что законопроект предусматривает возможность проверить в том числе документы, выданные кредитными организациями, которые на момент проверки реорганизованы или ликвидированы.

В связи с совершенствованием антиотмывочного законодательства участились случаи, когда отдельные недобросовестные граждане для обхода требований законодательства пытаются получить документы, обязывающие банки исполнять платежные поручения, пояснил «Ведомостям» партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Одно время, продолжает юрист, было популярным обращение в суд и либо получение по итогам спора исполнительного листа, либо заключение мирового соглашения. «В судах научились с этим бороться – у судей есть возможность пристально посмотреть на подозрительное дела, а также они начали активно привлекать Росфинмониторинг к участию в подобных процессах», – отметил он. Вместе с тем именно нотариат оставался еще одной лазейкой для таких действий.

За 2019 г. с помощью нотариусов было обналичено около 5 млрд руб., привела пример «Ведомостям» управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Зыкова. Теперь у нотариусов появилось законное право и обязанность требовать доказательства реальности операций, положенных в основу планируемого нотариального действия, говорит Клеточкин. Если кредитор и должник реально вступали в финансовые взаимоотношения, им не составит трудностей такие доказательства представить, добавил он.

По словам Зыковой, указанные нововведения укрепят и защитят самих нотариусов, добросовестно осуществляющих данный вид нотариального действия. «Осуществление запросов в государственные органы и организации является распространенной практикой при удостоверении многих сделок. Безусловно, из последствий будет увеличение сроков по получению исполнительной надписи, но, как показывает практика, на 1–2 рабочих дня в ожидании ответа на запрос», – считает она.