Школы и вузы в этом году потратили на российские ноутбуки в 4 раза больше

Лидерами по госзакупкам в деньгах все еще остаются иностранные бренды
Максим Стулов / Ведомости

Госзакупки ноутбуков российских брендов школами и вузами за первые три квартала 2023 г. выросли в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 24,4 млн руб., следует из данных поисково-аналитической системы по управлению тендерами «Тендерплан».

За девять месяцев 2023 г. образовательными учреждениями было заключено и завершено 109 тендеров на закупку ноутбуков российских брендов Predator, Aquarius, iRU, Rikor, Kraftway, Irbis и «Гравитон». За тот же период годом ранее – 28 тендеров (на сумму 5,9 млн руб.).

При этом лидером по объему затраченных на их закупки средств по-прежнему остаются иностранные ноутбуки. За три квартала 2023 г. школы и вузы завершили тендеры на закупку техники Lenovo на сумму 61,6 млн руб. (192 тендера), Asus – на 32,7 млн руб. (171), Acer – на 27,6 млн руб. (167), Msi – на 26,2 млн руб. (93) и HP – на 19,5 млн руб. (89).

Минобрнауки в ноябре прошлого года рекомендовало вузам перейти и на российское программное обеспечение (ПО) – в частности, использовать для проведения сессий и итоговых аттестаций отечественные средства видеоконференцсвязи из реестра Минцифры. Сейчас он насчитывает 18 147 продуктов от 6700 правообладателей. При этом у Минцифры «нет конкретных рекомендаций» по продуктам и решениям для школ и вузов.

1 сентября 2023 г. глава Минпросвещения Сергей Кравцов на церемонии открытия новых школ в регионах заявил, что они полностью перешли на отечественное ПО.

За девять месяцев этого года, по данным «Тендерплана», траты школ и вузов на закупку отечественного ПО Astra Linux (12,6 млн руб.) на 43% превысили расходы на приобретение ПО от Windows (8,8 млн руб.). Тогда как тендеров на Astra Linux было проведено почти вдвое меньше (33), чем для приобретения Windows (62). Разница в тратах объясняется взятием вектора на импортозамещение и необходимостью перехода IT-инфраструктуры учебных заведений на отечественное ПО, пояснил «Ведомостям» заместитель генерального директора «Ред софта» Рустам Рустамов.

Среди других популярных брендов – «Мойофис» 9,3 млн руб., 38 тендеров; Р7 – 6 млн руб., 21 тендер; «Ред ОС» – 4,4 млн руб., 6 тендеров. Представитель пресс-службы «Базальт СПО» (операционные системы «Альт») рассказал «Ведомостям», что в течение года компания поставила 36 292 лицензии в образовательные учреждения.

По мнению генерального директора «Тендерплана» Максима Кузнецова, полученные данные уже говорят о том, какая компания среди отечественных ПО в будущем займет лидирующие позиции на рынке. Полный переход образовательных учреждений на российское офисное ПО возможен за 1–2 года, считает генеральный директор «Мойофис» Павел Калякин. По его словам, за это время вендор и заказчик смогут провести пилотное внедрение продукта и на основе результатов тестирования составить эффективный план полной миграции на новое решение. Образовательным организациям важно иметь методики и учебные материалы по внедряемому ПО, в том числе по обучению преподавателей, заключил он.

Директор по стратегическому развитию ГК Applite Артем Стыценко отмечает, что для школ важна простота эксплуатации и внедрения системного ПО. Это связано с дефицитом IT-кадров в образовательных учреждениях и их высокой стоимостью. «Часто в школах один сотрудник отвечает за инфраструктуру сразу нескольких объектов. В сельской местности расстояния между ними могут очень большими», – заключил он.

Проблемы при установке ПО для образовательных учреждений присутствуют, в частности, в связи с тем, что данный тип программного обеспечения зачастую написан под MS Windows, говорит Рустамов. Руководитель проекта «Школа «Новый взгляд» Наталья Бондаренко добавила, что отсутствие или наличие трудностей по адаптации к новому ПО в школе зависит от уровня развития цифровых компетенций конкретных педагогов и организованной поддержки. Гораздо больше сложностей, по ее словам, вызывает недоступность часто используемых зарубежных сервисов, IT-решений и источников информации для управленцев, аналогов которым на российском рынке пока нет.

В подготовке статьи участвовала Мария Арялина