К основам безопасности Родины предлагают добавить самооборону
В Госдуме предложили учить школьников обороняться от насильников и бездомных собакДепутат Госдумы Ирина Филатова (КПРФ) предложила министру просвещения Сергею Кравцову включить в школьный курс ОБЖ уроки физической и психологической самообороны. Для включения такого модуля в программу необходимо сначала подготовить учителей, считают эксперты
Соответствующее письмо было направлено Филатовой главе Минпросвещения 28 ноября. «Ведомости» ознакомились с его содержанием. Как следует из текста, депутат предлагает включить специальные обязательные блоки обучения в рамках предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Физическая культура».
В качестве аргумента Филатова приводит рост числа преступлений в отношении детей и подростков. Она приводит данные МВД, согласно которым за три года количество таких противоправных действий увеличилось с 90 400 в 2020 г. до 103 200 в 2022 г. Кроме этого, стали более распространены преступления сексуального характера в отношении детей: за 11 лет их число, по данным Генпрокуратуры, на которые ссылается депутат, возросло почти вдвое. В 2010 г. было совершено 9500 таких преступлений, в 2021 г. – уже 16 800.
Отдельная угроза, говорится в письме, – нападения на детей бездомных животных. Ежегодно, согласно статистике Роспотребнадзора, с бродячими собаками сталкиваются от 250 000 до 300 000 человек. По итогам прошлого года, в российские медицинские организации обратилось более 228 000 пострадавших от укусов. В 2023 г. были и летальные исходы: «16 апреля стая бездомных собак насмерть загрызла восьмилетнего ребенка в Оренбурге».
Преподавание навыков самообороны должно носить обязательный и регулярный характер, полагает Филатова, а «в рамках таких уроков должны изучаться как физические, так и психологические способы защиты: например, умение не паниковать, когда ситуация выходит из-под контроля». Это, по ее мнению, позволит детям «чувствовать себя уверенно и быть в безопасности».
Доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Московского городского педагогического университета, руководитель клуба «Безопасная школа» Олег Зверев считает инициативу Филатовой полезной. При этом в курс по самообороне следует внедрять помимо практических еще и теоретические занятия, включая юридические основы для понимания границ ответственности при необходимой обороне, сказал он «Ведомостям». С ним солидарна и профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, отметив при этом, что школьник должен выбирать модуль по самообороне по желанию. Обязать проходить его всех учащихся нельзя из-за ограничений по здоровью, которые могут быть у школьников с хроническими заболеваниями или особенностями развития, сказала она «Ведомостям». Кроме того, подобные уроки могут противоречить и религиозным убеждениям отдельных учеников.
Абанкина считает, что вводить модуль по самообороне допустимо в 8–9-м классе. Те же допустимые возрастные границы (14 лет) обозначает и Зверев, который добавляет, что учителя ОБЖ при этом должны пройти дополнительную подготовку или переквалификацию. Основная сложность, на его взгляд, заключается в текущем уровне подготовки профильных преподавателей ОБЖ, которой также следует уделить отдельное внимание: как правило, эти занятия ведут библиотекари, в лучшем случае – учителя физкультуры. Реализация инициативы на практике, по словам Абанкиной, возможна лишь при наличии подготовленного преподавательского состава: учить самообороне детей должны люди, также имеющие психолого-педагогическое образование.
«Ведомости» направили запрос в Минпросвещения.
В 2024 г. в российских школах взамен ОБЖ появится новый учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины». В июне Кравцов рассказывал, что школьники теперь получат знания о том, «какую роль играет оборона страны для ее мирного социально-экономического развития, каков современный облик наших Вооруженных сил». Ранее в программе ОБЖ не было отдельного раздела, посвященного военной подготовке.
На занятиях по «Основам безопасности и защиты Родины» школьников также научат применять «табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи», следует из проекта приказа Минпросвещения, опубликованного 16 ноября на портале проектов нормативно-правовых актов. Кроме этого, ученики должны изучить элементы начальной военной подготовки, включая общевоинские уставы, строевую, тактическую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовку, овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием.