Правительство сформировало критерии Национального рейтинга колледжей

Рейтинг может быть полезен, если отстающим будут оказывать поддержку, считают эксперты
Максим Стулов / Ведомости

Правительство сформировало критерии оценки эффективности организаций среднего профессионального образования (СПО) для формирования Национального рейтинга. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Министерству просвещения поручается за три месяца сформировать экспертный совет для составления рейтинга.

В документе говорится, что Национальный рейтинг формируется как ранжированный перечень образовательных организаций СПО, каждой из которых присуждаются баллы по четырем показателям: уровень средней заработной платы и трудоустройства выпускников, результаты участия обучающихся в чемпионатах профессионального мастерства и творческих конкурсах по различным видам искусств, а также государственной итоговой аттестации.

Правительство уточняет, что образовательные организации СПО с общей численностью выпускников менее 50 человек или с численностью выпускников по соответствующей отрасли менее 10 человек, также реализующие адаптированные программы, не включаются в Национальный рейтинг.

Начало работы над рейтингом эффективности колледжей министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал 14 июня на Петербургском экономическом форуме. Министр тогда отметил, что основными принципами национального рейтинга учреждений среднего профобразования станет открытость и прозрачность всех данных, максимальный охват колледжей.

17 августа в рамках Всероссийского форума СПО Кравцов сообщил, что в стране действуют 3500 колледжей и порядка 700 колледжей в составе вузов. Общее количество обучающихся – 3,5 млн человек. «Колледжи обогнали высшие учебные заведения по количеству поступающих. Развивая систему СПО, мы ее формируем по отраслевому принципу. Важно, чтобы колледж был связан с той или иной отраслью, чтобы предприятия участвовали и в управлении колледжем, и в разработке и реализации образовательных программ, и в проведении демонстрационного экзамена», – добавил министр.

Замдиректора научно-исследовательского центра по науке Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Айрат Сатдыков напомнил, что рейтингование как инструмент для принятия управленческих решений используется в системе образования уже давно. Сюда можно отнести известные международные рейтинги университетов и отечественную программу «Проект 5-100» по вхождению вузов России в эти рейтинги. Помимо этого в Москве активно оцениваются образовательные комплексы, в субъектах также применяются рейтинги в общем и профессиональном образовании, добавил он.

«Существующие эконометрические исследования показывают, что эти два показателя – зарплата выпускников и трудоустройство – зависят от общей экономической ситуации в регионе, уровня деловой активности, состояния рынка труда и прочих. Поэтому при всей очевидной простоте и интуитивной понятности, такой способ оценивать образовательную организацию по результатам трудоустройства и заработка выпускников требует дополнительного исследования», – считает Сатдыков.

Если на основе рейтинга будут применяться санкции к «отстающим», то это можно рассматривать как негативный сценарий его использования, если же будут разработаны и внедрены инструменты федеральной или региональной помощи организациям, попавшим в зону риска, то это было бы крайне полезно для всей системы профессионального образования в целом, добавил эксперт.

Без учета условий реализации образовательных программ оценка лидеров может быть несколько смещенной, считает директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Вера Мальцева. Например, один колледж в ограниченных ресурсах достигает результатов, равных другому колледжу с лучшей материально-технической базой. Текущая структура показателей не позволяет учесть разнообразие миссий и направлений работы образовательных организаций, а также их типов. «Представляется важным помимо непосредственно методологии обсудить сценарии использования результатов рейтингования в государственной образовательной политике, например, по вопросу сети образовательных организаций, контрольных цифр приема и прочее», – добавила эксперт.