Долги за воду и канализацию в России достигли 90 млрд рублей

Потребителей нужно делить на дисциплинированных плательщиков и проблемных клиентов
Андрей Махонин / Ведомости

Долги населения России в 2023 г. за водоснабжение и водоотведение могли увеличиться примерно на 11 млрд руб. – с 79,72 млрд руб. по итогам 2022 г. примерно до 90 млрд руб., сообщил «Ведомостям» прогнозные данные представитель Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ; ее членами являются основные предприятия этих отраслей). «Задолженность в абсолютных цифрах действительно растет, но если учитывать инфляцию, рост тарифов ЖКХ, соотношение процентов выставленных и неоплаченных счетов, то повышение не столь существенно», – подчеркнул собеседник. По словам представителя РАВВ, накопленные населением долги по-прежнему колеблются в интервале 35–45% от всего объема задолженности в сфере водоснабжения и водоотведения.

По данным РАВВ, объем задолженности промышленных предприятий и населения за потребленные топливно-энергетические ресурсы (электроэнергия, водоснабжение, отопление) в целом по стране приближается к 1,4 трлн руб. По итогам I квартала 2023 г. долги именно населения за все услуги сферы ЖКХ выросли до 876,4 млрд руб., писали «Известия» со ссылкой на данные Росстата.

Но в целом проблема долгов в ЖКХ стоит остро, потому что основной объем финансового обеспечения отрасли составляет плата граждан, говорит представитель РАВВ. «Вовремя не оплаченные счета за ЖКХ – это недополученные ресурсоснабжающими организациями (РСО) средства на развитие системы и ее текущую эксплуатацию. Тариф является единственным источником инвестиций, обновления и поддержания работоспособности отрасли. Помимо этого вовремя не поступивший платеж потребителя по цепочке приводит и к росту долгов водоканала перед энергетиками, и т. д.», – поясняет он.

«Проблема долгов не решается во многом из-за того, что отраслевые ассоциации и регуляторы так и не сумели согласовать меры реструктуризации задолженности. Общая цифра кочует из года в год», – отметил эксперт «Народный фронт. Аналитики» Павел Склянчук. Долги за водоснабжение и канализацию ежегодно растут довольно равномерно (порядка 10 млрд руб.), говорит член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский («Единая Россия»). По его словам, это может означать, что количество, а возможно, и персональный состав неплательщиков не меняется.

По словам директора НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяны Вепрецкой, медленнее всего увеличивается задолженность за электричество, потому что его по закону можно отключить (динамика прироста составляет примерно 7%. – «Ведомости»). Для этого должнику высылают заказное письмо по почте, в котором предупреждают, что если он не погасит задолженность, то останется без света (по постановлению правительства от 6 мая 2011 г. № 354). Общая задолженность потребителей за электроэнергию достигла 320,5 млрд руб. на конец III квартала 2023 г., писали «Известия».

Несколько лет назад государство попыталось сделать систему расчетов за ЖКХ более прозрачной. 3 апреля 2018 г. вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, которые позволили РСО заключать прямые договоры с гражданами в обход управляющих компаний (УК) ЖКХ. Они предусматривают возможность перехода на прямые договоры по инициативе жильцов, если у УК есть задолженность перед РСО более чем за два месяца.

Но эту меру сложно назвать очень эффективной в борьбе с неплательщиками, поскольку «на прямые договоры чаще всего переходят те собственники жилья, которые и так исправно платят за ЖКУ», сказал Склянчук. Как пояснил «Ведомостям» представитель РАВВ, роль УК как посредника между РСО и потребителем в накоплении долгов некритична, чаще всего сами УК не собирают полностью все платежи с граждан.

Также собеседник отметил, что в регионах складывается разная ситуация. Если у РСО есть средства на организацию своего расчетного центра для выставления платежек (в том числе на аренду помещения, зарплаты персоналу), то прямые договоры могут быть выгодны, поясняет представитель РАВВ. Но в этом случае РСО самостоятельно работает с должниками. А есть субъекты, где у РСО недостаточно средств на организацию расчетных центров, им выгоднее работать с населением через УК, добавил собеседник издания.

Для предприятий ЖКХ отсутствие регулярных поступлений за оказанные услуги имеет негативный эффект, поскольку напрямую влияет на запланированные на год расходы, например на модернизацию систем, согласен с РАВВ член генсовета «Деловой России» Владимир Прохоров. А применение штрафов имеет эффект только в случае с платежеспособной частью населения, для малоимущих это лишь дополнительное обременение, не ускоряющее уплату задолженности, добавил он. Пени за неоплату ЖКХ начисляются в размере 1/300 от ставки ЦБ с 31-го дня просрочки, напомнила Вепрецкая.

Нужен новый подход со стороны поставщиков услуг ЖКХ к работе именно с просроченной задолженностью, уверен член Ассоциации юристов России Шамиль Султанов. Необходима серьезная работа с населением, в том числе со стороны судебных приставов, которым сегодня не интересно работать с должниками за ЖКХ из-за маленьких сумм, отметила замруководителя комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова. По ее мнению, следует также упорядочить систему получения данных должников, уточнить правила прямых договоров и нормы, связанные с оплатой услуг в пустующих помещениях.

Нужно детально анализировать эту ситуацию, не исключено, что потребуется индивидуальный подход к каждому неплательщику, отметил Якубовский. «Поставщик услуг должен понимать, кто из должников не сможет погасить задолженность в принципе, а кому нужны индивидуальный подход, беспроцентная рассрочка и проч.», – считает депутат.

Ключ к решению проблемы накопления долгов в ЖКХ лежит в плоскости разделения потребителей на дисциплинированных плательщиков и проблемных клиентов, считает экономист Андрей Бархота. По его мнению, проблемы одного сегмента не должны решаться за счет другого и для аккуратно платящих потребителей должны действовать гибкие тарифы. Например, за шестимесячную предоплату ЖКУ потребитель может рассчитывать на скидку в 10%, предлагает Бархота.