Выплаты управляющим компаниям ЖКХ могут снизить

Стоимость их услуг для жильцов предложено обосновать экономически и ввести госрегулирование
Размер платы за «содержание общего имущества» не может быть одинаковым для каждого дома/ Роман Балаев / ТАСС

Для УК ЖКХ могут разработать экономически обоснованный размер платежей за их услуги по аналогии с другими регулируемыми тарифами на коммуналку. Речь идет о расценках за «содержание общего имущества» (например, текущий ремонт, мытье подъездов, обслуживание лифтов и т. д.), которые составляют порядка 30% от суммы платежки за ЖКХ.

Поручение подготовить соответствующие предложения дали Минстрою, говорится в решении по итогам совместного заседания комиссии Госсовета РФ по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда» и комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. Решение утверждено 24 января председателем комитета Сергеем Пахомовым («Единая Россия») и председателем комиссии Госсовета РФ, главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. С копией документа ознакомились «Ведомости», подлинность документа подтвердили в комитете Госдумы. Представитель Минстроя подтверждал «Ведомостям» получение поручений по итогам заседания и начало работы над ними.

Сегодня государство регулирует только размер тарифов за коммунальные услуги (расценки за отопление, водоснабжение, водоотведение, газ, электричество, вывоз мусора). Правительство России устанавливает пороги увеличения платы для каждого региона, тарифы ЖКХ индексируются ежегодно в пределах инфляции (в 2023 г., по данным Росстата, она составила 7,42%). Регулируемые тарифы ЖКХ в 2023 г. не индексировались (плату повысили раньше – в декабре 2022 г. на 9%), а с 1 июля 2024 г. тарифы поднимутся на 9,8%.

Соблюдение предельной планки роста тарифов ЖКХ контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ведомстве на запрос «Ведомостей» не ответили.

Но расценки, которые устанавливают УК за «содержание общего имущества», ФАС не контролируются. Как напомнил эксперт общественного совета при Минстрое, гендиректор Центра муниципальной экономики Борис Хмельников, с тех пор как в конце 2004 г. в России появился Жилищный кодекс, на федеральном уровне не было создано ни одного документа, который позволил бы экономически обосновать формирование стоимости услуг УК. По данным члена экспертного совета по ЖКХ при комитете Госдумы по строительству и ЖКХ, директора НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяны Вепрецкой, в среднем по регионам стоимость услуг УК ЖКХ повысилась на 3–7%.

Обычно ориентиром для рынка управления недвижимостью выступают ставки платы за квадратный метр, которые устанавливают местные власти для УК ЖКХ, обслуживающих жилье, находящееся в муниципальной собственности, говорит эксперт «Народный фронт. Аналитики» Павел Склянчук. Но порядка 70% жалоб граждан, поступающих депутатам, связано с ЖКХ, так как отсутствие четких стандартов приводит к проблемам с УК, указывает член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский («Единая Россия»). Сфера начисления платы за услуги УК непрозрачна, ставка может быть завышена для граждан, считает он. Например, в новом доме люди вынуждены платить столько же, что и в старом, хотя стоимость текущего ремонта в них, очевидно, разная, говорит депутат.

«Все зависит от добропорядочности сотрудников и руководства УК. Но вообще это явление не редкость, зарабатывать на людях действительно пытаются», – согласен член комитета ГД по строительству и ЖК Сергей Колунов (фракция «Единая Россия»). «В крупных городах практикуется завышение цен в новых домах, а в старых, без капитального ремонта, очень часто плата за жилое помещение занижена», – говорит Вепрецкая.

Когда деньги попадают на счета УК, они оказываются в общем котле и, если УК недобросовестна, нет уверенности, что средства не расходуются, например, на нужды других домов и что оплачиваются действительно оказанные услуги, подтверждает первый заместитель председателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев (ЛДПР).

Впрочем, отмечает Вепрецкая, поскольку размер платы ничем не регулируется, то и говорить, что плата «завышена» или «занижена», неправильно, цена за работу договорная (договор между УК и собственниками жилья. – «Ведомости»). Чтобы формировать экономически обоснованные расценки за содержание общего имущества, «нужны методические указания, которые зафиксируют порядок и статьи расходов при формировании платы», говорит она.

При формировании экономически обоснованных расценок снижение платы может произойти в новых домах или зданиях, где сделали капремонт, полагает Вепрецкая. По прогнозу Склянчука, стоимость жилищных услуг может быть снижена максимум на 10%. Но, по мнению генерального директора RD Residence Данила Солошенко, есть риск, что ограничение платы приведет не к снижению стоимости, а к падению качества услуг.

По словам Вепрецкой, «предполагается регулировать только часть платы, обеспечивающую безопасность (например, необходимый текущий ремонт, обслуживание лифтов и проч. – «Ведомости»)». По остальным позициям собственники сами будут принимать решение, какие услуги им нужны для определенного уровня комфорта, поэтому плата для элитных жилых комплексов и домов эконом-класса может отличаться, добавляет она.

Размер платы «за содержание общего имущества» не может быть одинаковым для каждого дома, есть конструктивные особенности объекта – высотность, наличие сложного инженерного оборудования, электронных диспетчерских и т. д. – и это необходимо учитывать при определении платы, считает заместитель генерального директора УК «Аструм Москва» (ГК «Гранель») Валентина Тугушева. Также, по ее мнению, при расчете стоимости немаловажна периодичность услуг. Если по минимальному перечню необходимо мыть первый этаж один раз в сутки, то для домов повышенного класса комфортности этого может быть недостаточно, что повлияет на стоимость услуги.