Женщины чаще мужчин помогают военнослужащим в зоне спецоперации

Россиянки гораздо активнее готовы безвозмездно делиться продуктами или вещами
Артур Новосильцев / Агентство «Москва»

Почти 60% опрошенных россиянок помогали военнослужащим в зоне спецоперации и их семьям, тогда как доля оказывающих такую помощь мужчин составила 53%. Это следует из результатов опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (есть у «Ведомостей») в декабре 2023 г. Сбор данных проводился методом телефонного интервью, а объем выборки составил более 2000 респондентов старше 18 лет, проживающих в городах и сельской местности.

Чаще всего женщины помогали участникам спецоперации и членам их семей деньгами (29%: респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов), продуктами (28%), вещами (27%). Мужчины же оказывали помощь в основном деньгами (26%), житейским советом и сочувствием (20%), а также передавали вещи (18%).

Россиянки гораздо активнее готовы безвозмездно делиться продуктами или вещами: такие виды поддержки оказывали почти 40% женщин и 25% мужчин, говорит директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова. По ее словам, такие же тенденции прослеживались в исследованиях о помощи вынужденным переселенцам с Донбасса и из Украины, прибывшим в Россию, и о помощи во время пандемии коронавируса.

В целом же исследователи отмечают, что женщины и мужчины примерно в равной степени участвуют в волонтерстве и совершают благотворительные пожертвования. Различия наблюдаются в структуре этой помощи: женщины чаще, чем мужчины, жертвуют деньги на помощь больным детям и животным, а мужчины более, чем женщины, склонны помогать людям с ограниченными возможностями и бездомным. Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр Айгистов объясняет это «природой женщины»: «материнским инстинктом» и более развитым чувством сострадания. Мужчины же стремятся помогать тем, кто «слабее их», считает он.

Для женщин более характерно, чем для мужчин, взаимодействие с некоммерческими организациями (НКО): 30% против 22% соответственно. Примерно три четверти участников благотворительных организаций, помогающих детским приютам, жертвам насилия, наркозависимым, беженцам, бездомным (74%) – это женщины, следует из результатов опроса. Кроме того, две трети участвующих в работе благотворительных фондов, которые выделяют деньги для решения социальных проблем (67%), – представительницы женского пола.

Более того, согласно результатам всероссийского обследования НКО 2023 г., 60% руководителей некоммерческих организаций – тоже женщины, в то время как значительное преобладание руководителей-мужчин наблюдается только в секторе религиозных НКО. «Женщины находятся в авангарде благотворительности в России», – говорит Айгистов. Он утверждает, что женщины во главе НКО-проектов – гарант хорошего результата. Их особую активность в сфере НКО и волонтерской деятельности социальный психолог Алексей Рощин связывает со стремлением к самореализации. Социолог Денис Волков считает, что не последнюю роль играет соотношение оплаты труда с гибким графиком в некоммерческом секторе. Мужчины в России склонны занимать высокооплачиваемые должности с полной занятостью. Выбор женщин в пользу НКО может объясняться как тем, что женщины чаще готовы выбирать невысокие зарплаты с большим количеством свободного времени, так и тем, что высокооплачиваемые места уже заняты мужчинами, сказал он.