Счетная палата выявила нарушений в здравоохранении на 160 млрд рублей

Многие из озвученных контрольным органом проблем существуют не первый год
Счетная палата начала оценивать эффективность использования медорганизациями средств ОМС в прошлом году / Андрей Махонин / Ведомости

Счетная палата выявила нарушений на 160,3 млрд руб. в сфере «Здравоохранение и спорт» в 2023 г. Об этом говорится в отчете контрольного органа об итогах работы за прошлый год, направленном в Госдуму. «Ведомости» ознакомились с его содержанием, подлинность документа подтвердил источник в нижней палате.

Документ – в этом году на 431 листе – традиционно вносится в Госдуму перед отчетом председателя Счетной палаты (СП) перед депутатами. «Ведомости» направили запрос в СП с просьбой уточнить, какая доля заявленных в отчете нарушений приходится на здравоохранение, а какая – на спортивную сферу.

Представитель пресс-службы контрольного органа подтвердил отправку отчета СП в обе палаты Федерального собрания. Представление отчета, по его словам, запланировано на 21 марта на заседании комитета Госдумы по контролю. На другие вопросы он не ответил.

Аудиторы в 2023 г. провели четыре экспертно-аналитических и 14 контрольных мероприятий (в их числе шесть проверок по контролю исполнения бюджета) в сфере здравоохранения и спорта.

Анализ СП показал, что формирование программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи в 2021–2023 гг. происходило без установленных механизмов, сроков, методики формирования и расчета средних нормативов объемов и финансирования медицинской помощи.

Сейчас программа госгарантий принимается после утверждения законов о федеральном бюджете и бюджете Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на очередной финансовый год и плановый период. Это, по мнению аудиторов, приводит к формированию нормативов затрат под утвержденные в бюджете объемы финансирования на здравоохранение. В результате СП рекомендовала правительству определить четкие сроки утверждения программы госгарантий.

Содержащиеся в программе госгарантий критерии доступности и качества медпомощи, согласно данным отчета, не имеют количественного выражения. По мнению аудиторов, нужно разработать методики, определяющие целевые значения по каждому из критериев доступности и качества медпомощи, которые устанавливаются в территориальных программах госгарантий.

Как правило, программа госгарантий утверждается под Новый год и это вызывает некоторые проблемы, сказал «Ведомостям» член думского комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. По его мнению, стоит принимать ее в более ранние сроки, согласно предложению СП, – это период утверждения федерального бюджета и бюджетов ФОМСа.

Как сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы Минздрава, программа госгарантий сформирована в соответствии с положениями ст. 80 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и ст. 35 закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Ее утверждение после принятия бюджетов (федерального и ФОМС) обусловлено положениями бюджетного законодательства, так как финансирование программы происходит исходя из утвержденной в бюджетах суммы. При этом расчет расходов производится исходя из необходимых объемов медпомощи (сами расчеты вносятся в правительство одновременно с проектами федерального бюджета и бюджета ФОМС), пояснил он.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 80 закона «Об основах охраны здоровья», программа госгарантий устанавливает требования к территориальным программам госгарантий, а именно – определяет порядок, условия предоставления медпомощи и критерии ее доступности. Таким образом, требования по определению целевых значений критериев доступности медпомощи там нет, отметил представитель министерства.

Минздрав также проводит мониторинг перечня критериев доступности медпомощи по терпрограммам и уровня их достижения согласно ч. 6 ст. 81 закона «Об основах охраны здоровья», добавил он.

Льготные лекарства

СП также проанализировала степень обеспеченности граждан льготными препаратами при лечении на дому и в дневном стационаре. Из отчета следует, что «в ряде регионов отдельные льготные категории граждан не включены в систему льготного лекарственного обеспечения, что приводит к значительной дифференциации объ­ема их прав».

О том, что пациентам приходится добиваться лекарств по региональной льготе через суды, рассказывал «Ведомостям» заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный весной 2023 г. Годом ранее российские суды удовлетворили около 3800 исков от пациентов, которые не могли получить положенные им препараты за счет средств региональных бюджетов. По данным Минздрава на май 2023 г., число региональных льготополучателей в федеральном регистре граждан, имеющих право на обеспечение лекарствами за счет бюджетных средств, составляет 13,2 млн человек.

Помимо этого на региональные бюджеты ложится дополнительная нагрузка по лекарственному обеспечению федеральных льготников, показала проверка СП. Аудиторы предложили правительству передать полномочия по обеспечению препаратами пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями с регионального на федеральный уровень. Также СП рекомендует скорректировать методику расчета объемов средств, направляемых для оказания соцуслуг населению и предоставления льготных лекарств.

Дефицит медиков

В России не хватает 26 500 врачей и 50 000 работников среднего медицинского персонала – такие подсчеты приводились в пояснительной записке к законопроекту о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу школьным учителям и медицинским работникам, опубликованной в октябре 2023 г. Похожие цифры глава Минздрава Михаил Мурашко (25 000–26 000 врачей и около 50 000 среднего медперсонала) озвучивал в конце ноября 2022 г. (цитата по «РИА Новости»).
Согласно данным Минздрава, в 2022 г. укомплектованность штатных должностей врачей составила 82,4%, среднего медперсонала – 85,5%, сообщал директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин. Министр здравоохранения в феврале 2023 г. на форуме «Медицина, доступная каждому» заявлял, что в амбулаторном звене (поликлиники, фельдшерские пункты и т. д.) в 2022 г. не хватало 12 500 врачей и 10 700 средних медицинских работников (цитата по «РИА Новости»).

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович предложила в ходе круглого стола в Совете Федерации 5 марта повышать доступность дорогостоящей лекарственной терапии за счет ресурсов благотворительных фондов. По ее мнению, в России можно создать «фонд фондов», или «зонтик фондов с единой экспертизой», который собирал бы все пожертвованные деньги «в один кулак».

Другая проверка СП показала, что в ряде регионов выделенное в 2020–2021 гг. дополнительное финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС) во время распространения коронавирусной инфекции не покрывало в полном объеме имеющуюся там потребность. О каких регионах идет речь, в документе не уточняется, «Ведомости» направили в СП уточняющий вопрос. «Меры по перераспределению невостребованных средств [в других регионах] не принимались», – отмечается в докладе СП.

В прошлом году СП начала оценивать эффективность использования медорганизациями средств ОМС. Согласно промежуточным итогам аудита, контрольное ведомство обратило внимание «на существенную дифференциацию медорганизаций по расходам на закупку лекарств и содержание зданий, что не всегда может быть обусловлено такими объективными факторами, как плотность населения или географическое расположение». Окончательные итоги проверки СП подведет в этом году.

Кадры в здравоохранении

В 2023 г. СП по поручению Гос­думы также проанализировала причины кадрового дефицита в сфере здравоохранения. Как итог, аудиторы предложили установить для вузов предельное соотношение по количеству бюджетных и платных мест приема на медспециальности.

Аудиторы также рекомендовали увеличить размер единовременной выплаты медработникам по программе «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Впрочем, эта идея уже начала получать свое отражение на практике. Минздрав готовит поправки, предполагающие увеличение выплат для участников этих программ в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях с 1 млн до 2 млн руб. для врачей или с 500 000 до 1 млн руб. для фельдшеров, сообщал представитель ведомства. Правительство также должно до 25 сентября предоставить президенту доклад с предложениями по продлению действия этих программ до 2030 г., говорится в перечне поручений Путина, опубликованном 19 февраля на сайте Кремля.

Кроме этого Путин пообещал на Форуме будущих технологий 14 февраля повышение зарплат для медиков с весны 2024 г. В частности, с 1 апреля регионы должны повысить до 50% окладную часть зарплаты всех медработников, сохранив при этом дополнительные выплаты. Президент также анонсировал специальные выплаты помимо зарплат для врачей и среднего медперсонала в малых городах и населенных пунктах (от 29 000 до 50 000 руб. и от 13 000 до 30 000 руб. соответственно).

«Ведомости» направили запросы в правительство и ФОМС.