Власти запустили новый этап реформы преподавания социогуманитарных наук в вузах

В рамках проекта «ДНК России» начали обсуждать единые концепции преподавания права, экономики, философии и других дисциплин
Виталий Белоусов / ТАСС

Власти запустили второй этап реформы обязательных социогуманитарных дисциплин в российских вузах, выяснили «Ведомости». С конца февраля в университетах начался цикл конференций о том, как должны преподаваться гуманитарные предметы: история, экономика, право, философия, культурология и др. Итогом должна стать разработка новых учебно-методических комплексов по этим предметам. Разрабатывается реформа непосредственно проектом «ДНК России» при участии Минобрнауки, общества «Знание» и Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).

Курирует корректировку социогуманитарного образования внутриполитический блок администрации президента, писали «Ведомости» 3 ноября 2022 г. Первым этапом реформы стало введение с 1 сентября 2023 г. курса «Основ российской государственности» (ОРГ) для студентов-первокурсников всех российских вузов.

По сути, старт обсуждению нового этапа был дан в конце 2023 г. На выставке «Россия» 12 декабря говорили о введении курса ОРГ и актуализации социогуманитарных наук. После этого конференции по теме «Актуализация социогуманитарных дисциплин» прошли во многих университетах России, на каждой обсуждалось преподавание той или иной социогуманитарной дисциплины для студентов непрофильных специальностей.

«Ведомости» насчитали 10 конференций, которые были проведены в течение последних трех недель. Все они проходят в рамках проекта «ДНК России», научным руководителем которого является проректор РАНХиГС Андрей Полосин. Работа по созданию концепций по разным социогуманитарным предметам легла на опорно-методические центры проекта «ДНК России» (обычно это вузы, они же участвовали в создании ОРГ), говорил Полосин.

На всех конференциях с участием сотрудников вузов обсуждали «коллизии и противоречия» в преподавании наук, выработку единого подхода к преподаванию и соотношение их с ОРГ. Итогом работы должно стать создание учебно-методических комплексов по этим дисциплинам и т. д., следует из сообщений на сайтах вузов.

Чем объясняют новый этап реформы

21 февраля в СПбГУ проходила конференция «Актуализация социогуманитарных дисциплин. Философия». На ней замминистра науки и высшего образования Ольга Петрова, курирующая проект со стороны ведомства, сказала, что перед участниками стоит «непростая задача – переосмыслить социогуманитарное знание в высшей школе». «Цель конференции – создание единой концепции преподавания философии в вузах, причем для нефилософских специальностей, отмечается на сайте вуза.

На сайте СПбГУ говорилось, что эксперты вуза (он является опорным для этого предмета) предложили отойти «от привычного дисциплинарного подхода и предложить обучающимся тематическую рубрикацию материала, разнесенную по восьми тематическим разделам» при изучении философии.

«Каждый из них включает в себя лекционные и семинарские занятия и посвящен рассмотрению конкретных предметов философского вопрошания – сущности того, что есть истина, благо, красота и т. д.», – говорится на сайте университета. Студентов хотят ознакомить с основными понятиями, проблемами и подходами в западной, восточной и русской философских традициях, а также их «спецификой и своеобразием».

В МИФИ 28 февраля проходила конференция, посвященная учебному курсу «Государственные отраслевые политики». «ДНК России» начал новый этап, связанный с разработкой специализированных учебно-методических комплексов по социогуманитарным дисциплинам – такая задача поставлена опорно-методическим центрам проекта, сообщил на мероприятии и. о. директора Института фундаментальных проблем социогуманитарных наук МИФИ иеромонах Родион (Ларионов).

Такой курс по «Государственным отраслевым политикам» будет разрабатываться как раз в МИФИ. Полосин говорил, что в структуре курса должны быть такие темы, как «исторический контекст, нормативно-правовая база, системный анализ стоящих перед страной вызовов, выявление барьеров и драйверов развития, а также анализ мировых научно-технических трендов», сообщал МИФИ.

Также 20 февраля прошли конференции, посвященные истории (в Ярославском госуниверситете), 21 февраля – экономике (в Новосибирском госуниверситете экономики и управления), а 21–22 февраля в Томском госуниверситете обсуждали право. В Северо-Кавказском федеральном университете 26–27 февраля конференция была посвящена этнологии и регионоведению, 28 февраля в Уральском гуманитарном институте говорили о политологии, 28–29 февраля в Дальневосточном федеральном университете – о религиоведении, 29 февраля в Южном федеральном университете – о культурологии.

Наконец, 5–6 марта на базе Института научной информации по общественным наукам РАН прошла конференция, где обсуждали «Государственное и муниципальное управление».

Зачем это нужно

МИФИ со ссылкой на Полосина писал, что в 2024–2025 гг. предстоит пересмотр всей системы социогуманитарного образования. Он, по сути, совпадает с обновлением важнейших государственных стратегических документов. «Образование должно быть комплементарным, т. е. один предмет должен стыковаться с другим, они должны быть друг другу дружественными. И, учитывая указ президента о традиционных ценностях, в содержание образовательных программ должны быть внесены изменения», – сказал проректор РАНХиГС «Ведомостям».

Он напоминает, что ОРГ также создавались совместно с преподавателями вузов, таким же образом сейчас идет «разработка предложений в дополнение содержания преподаваемых гуманитарных и общественных дисциплин в вузах». По его словам, эти дисциплины должны стыковаться и с ОРГ.

«Цель же в том, чтобы появились предложения по созданию единого прочтения этих предметов в комплексе, чтобы один предмет другому не противоречил. И эта работа будет продолжаться аккуратно, все это будет обсуждаться с каждым профессиональным сообществом. Конечная же цель – чтобы образование носило целостный характер», – говорит Полосин. По его словам, какие-то учебно-методические комплексы могут появиться уже в этом году, в целом же работа будет длиться до 2026 г. включительно.

Всего планируется 23 конференции, они продолжат проходить в марте и апреле, в работе участвует 11 опорных центров, более 20 университетов, говорит Полосин. Он уточняет, что в результате конференций не будут появляться учебно-методические комплексы. «Они появятся после большой работы: сначала конференции, потом работа вузов с профильниками, круглые столы и подготовка документов. Затем документы будут представлены в Минобрнауки, которое будет принимать решение об их готовности. Дальше начнется работа по апробации», – перечисляет он.

Разработка предложений по совершенствованию содержания преподаваемых дисциплин должна однозначно проходить в рамках существующих ФГОС, отмечает Полосин. «При этом руководителей и членов федеральных учебно-методических объединений активно привлекают к совместной открытой работе. Результат и цели общие – самая качественная подготовка студентов к созидательному труду и обеспечению лидерства России», – указывает Полосин.

В любой системе образования должны присутствовать два базовых стержня, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Первый – это формирование личности, что предполагает изучение языка, истории, литературы, основ и базовых принципов жизни в обществе. Второй – профессиональная подготовка». Задача людей, отвечающих за образование в стране, – найти разумный баланс между ними, добавляет эксперт: «Поэтому сначала необходимо определиться с моделью, а потом уже заниматься выстраиванием методики и определением необходимых источников и учебников. Что, конечно, немаловажно». Реформа образования связана с мнением руководителей, что «хорошая пропаганда» скажется на настроениях молодежи, полагает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Кроме того, есть притязания определенных групп на аппаратную экспансию в образовательной сфере».