Госдума заказала исследование о влиянии миграции на Россию за 1,5 млн рублей
В нем обратят внимание на «серьезную нагрузку на соцсферу» со стороны трудовых мигрантов, при этом они приносят в бюджет более 120 млрд рублей
Аппарат Госдумы заказал исследование с оценкой социально-экономических последствий миграционных процессов для России. В нем проанализируют правовую базу регулирования трудовой миграции и пропишут рекомендации по улучшению законодательства. Контракт на выполнение этой работы размещен в единой информационной системе в сфере закупок в июле, обратили внимание «Ведомости». Его цена – 1,55 млн руб.
Поставщик услуги – Уральский государственный юридический университет имени Яковлева, расположенный в Екатеринбурге. Он привлек к исполнению заказа некоммерческую организацию (НКО) «Уральский фонд поддержки правосудия и частного права «Паритет». Вуз заключил с НКО договор на проведение экспертно-аналитических исследований. Стоимость оказания услуг по нему – 387 500 руб. Организация должна передать университету результаты исследования до 1 сентября.
В техническом задании (ТЗ) указывается, что нелегальная миграция влечет за собой нелегальный бизнес, рынок труда и аренду жилья. Это приносит «существенный убыток совокупному бюджету» страны, говорится там же. Помимо этого в ТЗ отмечается, что сейчас «не существует комплексных научных исследований, доказывающих, что экономика РФ не будет работать без привлечения трудовых мигрантов». Они вместе со своими семьями становятся «серьезной нагрузкой на социальную сферу» России, сказано в документе.
В исследование должны войти числовые параметры по нескольким темам. Нелегальных мигрантов разобьют по странам происхождения. В вопросе преступности среди иностранцев тоже учтут государства исхода и виды правонарушений. НКО проведет анализ отечественной законодательной практики. Исследование коснется незаконной миграции и организованного набора иностранной рабочей силы. Учтут и международный опыт: перед уральским фондом стоит задача изучить регулирование правового статуса внешних трудовых мигрантов.
Помимо этих тем исследование затронет вопрос социальной адаптации и интеграции мигрантов. Уральский фонд посмотрит на опыт РФ, а также на международные правовые акты и законодательство трех других государств. Каких конкретно, в ТЗ не уточняется.
В России на конец 2024 г. насчитывалось 6,3 млн иностранцев, следует из статистики МВД. Из них 11% (700 000 человек) находились в стране незаконно. Количество мигрантов увеличивается несколько лет подряд: в 2022 г. в РФ их насчитывалось 5,7 млн человек, а в 2023 г. – около 6 млн. Наряду с этим становится больше и сумма подоходного налога, которая платится по патенту – разрешению на работу. В 2022 г. субъекты России получили 97,2 млрд руб., в 2023 г. – 106,7 млрд руб., а в прошлом году – почти 124 млрд руб., следует из данных МВД.
На конец 2024 г. правительственная квота для специалистов из визовых стран с учетом корректировок составила около 132 000 разрешений. Они использовались только на 65%, т. е. регионы израсходовали примерно 86 000 разрешений. Это следует из пояснительной записки к закону об освобождении иностранцев-квотников от сдачи экзаменов по русскому языку (вступил в силу 31 июля).
Фокус внимания сейчас смещается на организованный набор трудовых мигрантов, говорит руководитель Центра помощи мигрантам Вадим Коженов. «На эту тему можно красиво рассуждать: если будет оргнабор, ответственность за иностранца будет на работодателе. Людям нравятся эти мысли», – говорит эксперт. При этом он отмечает, что мигранты из безвизовых стран не перестанут работать в РФ. Ввести ограничения для Центральной Азии в этом вопросе невозможно, поскольку страны этого региона – близкие партнеры России.
Что касается учета страны исхода в исследовании о миграционных процессах, это может сформировать необъективные стереотипы и привести к дискриминации, предупреждает Коженов. Он отмечает, что в статистике по преступности есть только несколько категорий: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
На социально-культурную адаптацию иностранцев в 2024 г. ушло около 112 млн руб., говорится в докладе о реализации государственной национальной политики Федерального агентства по делам национальностей. Выделенная сумма – это «крайне скромный бюджет», считает старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы Евгений Варшавер. Для сравнения: в Австралии только одна федеральная программа интеграции мигрантов – SETS (Settlement Engagement and Transition Support) – получила за период 2019–2024 гг. около 190 млн евро (около 17,7 млрд руб. – «Ведомости»), отметил эксперт.
В последние годы наблюдается интерес российских работодателей к специалистам из стран БРИКС, продолжил Варшавер, но основным источником иностранных кадров все еще остаются страны Центральной Азии. И это смещение требует внимания: уровень культурной и языковой близости со странами БРИКС ниже, а значит, потребности в адаптации и интеграции будут иными и более значительными, заключил он.