Перечень национальных медицинских исследовательских центров могут расширить
В него могут войти медицинские организации, которые подведомственны не только Минздраву
Министерство здравоохранения предложило закрепить статус национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) в законе об основах охраны здоровья граждан в РФ. Перечень организаций, которые могут на него претендовать, будет пересмотрен и расширен. Такую инициативу одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника: один – в правительстве, второй – близкий к комиссии.
В законопроекте говорится, что порядок присвоения и прекращения статуса НМИЦ будет определять правительство. Для отбора организаций, которые претендуют на этот статус, кабмин утвердит критерии соответствия. Государственные организации, уже имеющие статус НМИЦ на 1 января 2025 г., сохранят его в течение шести месяцев после вступления закона в силу или до принятия правительством решения о присвоении им нового статуса. Управляющий партнер Key Consulting Group адвокат Вадим Егулемов отметил, что сейчас статус НМИЦ не закреплен на уровне закона, а присваивается на основании актов правительства.
Согласно приказу Минздрава «О сети национальных медицинских исследовательских центров», в России действует 38 НМИЦ. Туда включены такие организации, как НМИЦ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, НМИЦ «Лечебно-реабилитационный центр», Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова и др.
Главное условие для получения организациями статуса НМИЦ – их основными направлениями деятельности должны быть научные и научно-технические исследования в сфере здравоохранения, указано в законопроекте. Одной из основных функций НМИЦ станет методическое сопровождение медицинских организаций регионального уровня. Это позволит выстроить единую систему взаимодействия и повысить качество медицинской помощи, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В рамках этой работы центры смогут, например, внедрять новые методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, анализировать перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Они будут собирать и анализировать информацию о назначении и применении лекарственных средств вне зарегистрированных показаний, а также о применении незарегистрированных препаратов и медицинских изделий.

В законопроекте также говорится, что НМИЦ будут рассчитывать текущую и прогнозную потребность в лекарственных препаратах, используемых в государственных программах, с учетом стандартов и клинических рекомендаций. Эти данные позволят формировать запрос на разработку новых лекарств и медицинских изделий, в том числе в рамках программы импортозамещения, указано в тексте инициативы.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отметил, что финансирование НМИЦ будет осуществляться за счет федерального бюджета, если организация подведомственна органу власти на этом уровне, – министерству, службе, агентству. Если учреждение подчиняется органам власти региона, его будут финансировать из регионального бюджета, добавил он.
Средства на работу НМИЦ заложены в федеральном проекте «Развитие федеральных медицинских организаций, включая сеть национальных исследовательских центров», который входит в нацпроект «Продолжительная и активная жизнь», указано в финансово-экономическом обосновании к проекту. На развитие сети НМИЦ и организационно-методическую поддержку медицинских организаций регионов в бюджете проектов на 2025–2030 гг. совокупно заложено около 26,5 млрд руб., на проведение консультаций и консилиумов экспертного уровня с использованием телемедицинских технологий – 9,37 млрд руб. Законопроект в случае принятия вступит в силу через 180 дней после официального опубликования.
Статус НМИЦ уже был закреплен в отдельном приказе Минздрава от 2021 г., напомнил профессор Финансового университета Александр Сафонов. В нем содержится общее упоминание, что на статус НМИЦ может претендовать организация, которая занимается научной или научно-технической деятельностью и подведомственна Минздраву.
Какие еще функции будут у НМИЦ
В законопроекте, одобренном правкомиссией, на этот статус претендовать могут организации, которые подведомственны федеральным и региональным органам власти. «Федеральным органам власти подведомственны, например, вузы с медицинскими факультетами – МГУ, РУДН и др., региональным – областные клиники», – пояснил он. Сейчас статус НМИЦ предоставлен в основном научно-исследовательским организациям, которые и ранее занимались фундаментальными и прикладными исследованиями, продолжил Сафонов. «Возможно, после принятия закона появится возможность присваивать его коммерческим организациям, которые занимаются медицинской деятельностью и имеют у себя специализированные центры, например, в области фармацевтики», – добавил он.
Груздев, в свою очередь, отметил, что законопроект нацелен на формирование сети «медицинских флагманов» в России, а также на утверждение официального статуса для ведущих медицинских и научных учреждений страны. Это существенно повысит их эффективность и выведет российское здравоохранение на новый уровень, считает он.
«Законопроект знаменует переход от фрагментарной поддержки к системному государственному обеспечению научной деятельности в ведущих медицинских центрах страны», – подытожил Егулемов.
«Ведомости» направили запрос в Минздрав о том, какие новые обязательства и стандарты появятся у организаций, которые получат статус НМИЦ после вступления законопроекта в силу. А также в НМИЦ радиологии, НМИЦ гематологии, НМИЦ эндокринологии, НМИЦ АГП им. В. И. Кулакова и НМИЦ терапии и профилактической медицины, чтобы узнать, как нововведения могут повлиять их работу.
В подготовке материала принимала участие Анна Киселева