Ольга Труфанова: «Ей могло бы помочь горизонтальное положение и покой»

Заведующая реставрационной мастерской Музея им. Андрея Рублева о состоянии «Троицы»
Заведующая реставрационной мастерской Музея им. Андрея Рублева Ольга Труфанова/ Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Третью неделю после объявленного 15 мая Русской православной церковью решения о передаче «Троицы» Андрея Рублева из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру не утихают споры о ее судьбе. За это время члены комиссии по культуре древней и средневековой Руси научного совета РАН «История мировой культуры» в открытом письме, к примеру, попросили министра культуры Ольгу Любимову не допустить перенос иконы на постоянное хранение в церковь. А директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева предупредила: икона «может развалиться на части» при перемещении, да и вообще, она имеет скорее искусствоведческое значение.

Им оппонировали представители как церкви, так и власти.

Координатор межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов сравнил согласованное Кремлем решение с «восстановлением исторических отношений между государством и церковью». А глава экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин подчеркивал, что вреда его реализация не принесет: «Условия хранения ей [«Троице»] должны быть обеспечены в любом месте – хоть в Третьяковской галерее, хоть в Троицком соборе лавры, и здесь не место важно, а качество той капсулы, в которую икона будет помещена».

Впрочем, разбалансировка может навредить произведению, которое Рублев создал в XV в. Заведующая реставрационной мастерской Музея им. Андрея Рублева Ольга Труфанова рассказала «Ведомостям», что сейчас все «болезни» иконы стабилизированы за счет правильного хранения в Третьяковской галерее и главное – не утратить баланс.

– Как вы бы оценили текущее состояние иконы?

– «Троица» – это «больной» памятник. У иконы очень сложное состояние основы – это практически истлевшая древесина. И очень серьезное расхождение досок основы – их нельзя склеить.

Кроме того, у нее есть хронические болезни, которые были стабилизированы за счет правильного хранения в Третьяковской галерее. Икона находилась в постоянном киоте – специальном ящике – и никуда не переносилась. Один раз в год ее выносили на Троицу в соседний храм. На реставрационном совете (см. врез) нам объяснили, что это делали в этом же самом киоте, т. е. ее не вынимали, не травмировали и, самое главное, не трогали доску.

Как «Троица» попала в Третьяковку

«Святая Троица» написана между 1422 и 1427 г. Она считается главным произведением Андрея Рублева, которое он создал для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Икона находилась в соборе лавры до 1917 г., но потом ее передали в реставрационные мастерские и в Третьяковскую галерею. В 1941 г. во время эвакуации икону перевезли в Новосибирск, а с 1945 г. она снова выставляется в Третьяковке. В 2022 г. икону в специальной витрине вывозили из музея в лавру, где проходили торжества в честь 600-летия с момента обретения мощей Сергия Радонежского.

За то время, что икона находилась в церкви (в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры она находилась до 1917 г.– «Ведомости»), она подвергалась заботе верующих. Ее деревянную основу укрепляли, закачивали в нее много разных клеев – как животного происхождения, так и синтетические составы. Например, между досками основы закачан когда-то модный в Европе материал глютель.

Укрепления основы появлялись на протяжении всего времени с тех пор, как икону сильно возлюбили: есть вставки XVI в., XVII в., XIX в. И все они сделаны из разных материалов, которые спорят и между собой, и с авторским слоем живописи. Все эти несовместимые дополнения и провоцируют болезни иконы.

На реставрационном совете мы пришли к выводу, что сейчас у «Троицы» обострились хронические болезни.

– Когда проходил реставрационный совет, о котором вы говорите?

– Он проходил в Третьяковке в тот самый день, когда президент сделал заявление о передаче иконы церкви. Мы очень расстроились из-за ее состояния. Расходились с полным пониманием, что икона сейчас болеет и вывозить ее [из музея] нежелательно.

Одно дело, когда есть обычная икона, которая обесклеена. Тогда у нее появляются вздутия. Но ее укрепили, устранили эти причины, и она прекрасно живет дальше.

А если икона переукреплена, перенасыщена разными клеями, вытянуть оттуда эти слои до конца невозможно. Как только появляется маленькое подвижное вздутие, коллеги из Третьяковки специально подготовленными микроинструментами, микрокистью подводят туда небольшое количество этилового спирта и дальше тоненькими фильтровальными бумажками пытаются хотя бы из этой трещинки вытянуть предыдущие слои вмешательства – олифу, клей, ослабить внутренние жесткие пленки. Они и являются главной разрушающей силой этой иконы.

Все, что специалисты могут сделать, они делают. Сейчас поднялась большая буча, что реставраторы и искусствоведы Третьяковской галереи против [вывоза иконы].

А ведь они смотрят за «Троицей» как за своим ребенком. Уж весь последний год так, что более бережно невозможно.

– Какие условия нужны для хранения «Троицы»?

– Конечно, для такого памятника, как «Троица», необходимо изготовление климатической камеры. Зал Третьяковской галереи поддерживает определенную температуру и влажность. В киоте тоже свой микроклимат, и он постоянный. За счет этого и икона была стабильной.

Сейчас для сохранения иконы ей необходим покой, чтобы при стабильных условиях она опять законсервировалась. Дальше уже можно придумывать какие-то другие шаги, но сегодня ей это необходимо, как хронически больному человеку.

– С учетом предыдущих лет покоя, какой период должен пройти для ее стабилизации?

– Последний раз икона ездила в 2000-х гг. на выставку (в мае 2007 г. «Троицу» вывезли в здание галереи на Крымском Валу на выставку «Европа – Россия – Европа». – «Ведомости»), и оттуда она тоже пришла с некоторыми подвижками. Там не было таких перепадов влажности, как в лавре.

Все было стабильно, но тем не менее ее вывезли. И иконе это не понравилось – произошла разбалансировка. Потом специалисты Третьяковской галереи в течение трех лет наблюдали за изменениями, укрепляли [икону]. Им удалось стабилизировать ее в течение трех лет.

– В начале июня икона на Троицу отправляется в храм Христа Спасителя. Что дальше?

– Я считаю, что мы должны сохранить икону. Ей это вредно. Мы один раз проэкспериментировали и поняли, что это неправильно. Второй раз экспериментировать не нужно, потому что ей будет хуже. Это мое мнение как реставратора, как врача.

– Если предположить, что икона отправляется в храм Христа Спасителя, в каких условиях она должна находиться?

– Ей могло бы помочь горизонтальное положение и покой. Все остальное – это большие риски. Конечно, нужна климатическая капсула, но она изготавливается не один год. Из Третьяковской галереи каждый год вывозят Донскую Богоматерь на праздник Донской иконы Божией Матери 1 сентября. Это икона начала XV в., она прекрасная, но там стабильная основа.

Есть больной человек, а есть здоровый, хотя они почти одного времени. Так вот Донской изготовили специальную камеру по указу президента Бориса Ельцина. Ее готовили 3,5 года. Это идеальная климатическая камера, она позволяет переносить икону, участвовать в богослужениях, после чего она возвращается в совершенно нормальном состоянии.

Что такое реставрационный совет

Расширенный реставрационный совет Третьяковской галереи проходит с участием сотрудников Третьяковки и внешних экспертов. На нем обсуждается состояние экспонатов, а также оценивается возможность их безопасного вывоза из музея в честь праздников и других мероприятий. 15 мая в совете принимали участие генеральный директор Третьяковской галереи Елена Проничева, главный хранитель музея Татьяна Городкова, заведующий реставрационной мастерской древнерусской живописи Третьяковской галереи Михаил Шитов, протоиерей Леонид Калинин и др. Всего 51 человек.

В храме Христа Спасителя все-таки есть свой температурно-влажностный режим (ТВР), а в Троицком соборе все хуже – это старинное здание. Я думаю, что там сначала должны поработать климатологи, сделать системы, поддерживающие нужные температуру и влажность. Сначала надо навести порядок в здании и потом уже в самой камере.

К сожалению, это невозможно сделать сейчас. Не смогли это сделать и в прошлом году, когда икону вывезли в лавру. Хотя все условия были изначально поставлены. На реставрационных советах тоже было принято решение, что ее ни в коем случае нельзя вывозить. Есть невывозные больные памятники, и это один из них. Икона была законсервирована.

– Сколько стоит создание этих условий – микроклимата в помещении и специальной капсулы?

– Точные цифры могут быть у главного хранителя Третьяковской галереи. Сначала у них проходит местный реставрационный совет, где решают, можно вывозить эту икону или нельзя. Относительно «Троицы» тоже ведь было решение. Она каждый год выносилась на праздник в камере при условии, что саму икону не трогают. Было много-много «если»: например, если на Троицу шел дождь, они не выносили ее.

Я знаю, что такая же камера изготовлена в Толгском монастыре в Ярославле, куда передана икона Толгской Богоматери 1314 г. Она постабильнее, чем «Троица». Там икона тоже находится в храме, где тоже поддерживают ТВР. А реставраторы и хранители постоянно приезжают и смотрят за ней. И особых изменений никто не замечает, все стабильно.

– Для «Троицы» есть специальное техническое задание по изготовлению климатической камеры?

– Нет. Но у сотрудников Третьяковской галереи есть опыт и техническое задание для создания камеры для иконы Донской Богоматери.

– Предстоят ли в ближайшем будущем еще реставрационные советы?

– Мы приглашенные эксперты, советы организовывает Третьяковская галерея. Мы только что видели икону. У нее начала немножко расходиться трещина, чуть-чуть. Но это важно для этой иконы. Быстрой стабилизации для нее, наверное, невозможно.

– А после вывоза «Троицы» в храм Христа Спасителя?

– После этого да, потому что после вывоза в лавру в прошлом году мы сразу же были на реставрационном совете. Нам показали тут же возникшие вздутия.