Дмитрий Ливанов: «Мы не отказались от идеи сделать китайский язык обязательным»

Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов о нововведениях в системе образования, учебном процессе и самых перспективных профессиях
Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов/ Максим Стулов / Ведомости

Российские власти все чаще говорят о востребованности технических и инженерных специальностей: в приемную кампанию – 2023 особое внимание было уделено именно этим направлениям – например, стало больше бюджетных мест. «Ведомости» поговорили с ректором ведущего технического вуза страны и экс-министром образования и науки Дмитрием Ливановым о новых направлениях учебы, о том, как устроено современное образование и изменятся ли условия поступления в МФТИ.

– В прошлом декабре вы говорили, что прием в вузы на инженерные специальности должен осуществляться по результатам ЕГЭ, соответствующих направлению, исключая русский язык. Считается, что экзамен по русскому языку проще, чем по точным наукам. Не усложнит ли реформа процесс поступления?

– К сожалению, за последние несколько лет значительно уменьшилось число выпускников школ, которые сдают экзамен по физике или по профильной математике. Одно из решений, которое предлагается группой ведущих университетов и научных организаций, куда кроме МФТИ входят МИФИ, МГУ, Курчатовский институт и др., состоит в том, чтобы зачисление на инженерное и естественно-научное направления подготовки проходило по результатам суммирования отметок по трем экзаменам: по физике, профильной математике и информатике. В таком случае экзамен по русскому используется просто как отсечка: если больше 50 или 60 баллов, то человек проходит. Это важно для того, чтобы вузы могли принимать студентов без искажений, которые часто вносит суммирование оценки по русскому языку и профильным предметам. Я приведу очень простой аргумент: нам предпочтительнее принять человека, у которого 90 баллов по физике и 85 по русскому языку, чем того, кто набрал 91 по русскому и 85 по физике. А в нынешней системе сумма баллов во втором случае будет выше, и мы должны принять именно второго человека.

– Почему это так важно для инженерных вузов?

– Нам, безусловно, важно, чтобы человек хорошо владел русским языком и успешно сдал ЕГЭ по русскому, но главное, что нас интересует в абитуриентах, – это степень их владения физикой, математикой, информатикой. Это мнение, которое разделяется большинством крупных российских университетов, ведущих подготовку по естественно-научным и инженерным направлениям. Также очень важно, чтобы физика и информатика не выступали как альтернативы, а чтобы при приеме мы учитывали результат обоих экзаменов. Для будущего инженера физика играет важную роль как предмет, формирующий научное мировоззрение, а информатика – как важный инструмент для работы в цифровой среде любого человека, прежде всего инженера. Это два равнозначных по важности школьных предмета. Необходимо мотивировать школьников – даже не в 10–11-х классах, это уже поздновато, а раньше, чтобы они выбирали для себя углубленное изучение физики, информатики и математики в качестве личных приоритетов. Чтобы у нас было больше профильных физико-математических, инженерных, IT-классов и т. д. Чтобы больше хорошо подготовленных и мотивированных абитуриентов приходило в ведущие российские университеты.

– Получила ли эта инициатива какой-то отклик от Минобрнауки?

– Обсуждение идет, и я надеюсь, что такое решение будет принято. Крайне важно сделать так, чтобы это решение вступило в силу не со следующего года и даже не с 2025 г. Оптимально было бы дать хотя бы три года на то, чтобы школьники, школы и учителя успели адаптироваться к этим изменениям. Школьник [еще] в 8–9-м классе принимает решение о том, какой профиль он выбирает для обучения в 10–11-х классах. Три года нужны для того, чтобы будущие абитуриенты смогли адаптироваться наилучшим образом.

– Министр образования и науки Валерий Фальков говорил о необходимости разделить экзамен по русскому языку на базовый и профильный, как математику. Что вы думаете насчет такого решения для поступающих в технические вузы?

– Мне трудно об этом судить, поскольку я не являюсь специалистом в этой области. Скорее здесь должны высказываться люди, которые отвечают за качество подготовки по русскому языку, литературе, социально-гуманитарному блоку дисциплин в целом. Их мнение будет решающим. Мы как ведущий естественно-научный и инженерный университет заинтересованы в том, чтобы люди, поступающие к нам, хорошо владели русским языком и при этом уделяли основное время в 10–11-х классах подготовке по профильным дисциплинам, каковыми для нас являются физика, информатика и математика.

Дмитрий Ливанов

ректор МФТИ
Родился 15 февраля 1967 г. С отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов (МИСиС) по специальности «физика металлов»
1992
научный сотрудник кафедры теоретической физики физико-химического факультета МИСиСа
2000
проректор по международному сотрудничеству, профессор кафедры теоретической физики МИСиСа
2004
директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки
2005
статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ
2007
ректор МИСиСа
2012
министр образования и науки РФ
2016
специальный представитель президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной
2021, 2022
исполняющий обязанности ректора, ректор МФТИ

«Для нас переход на новую систему высшего образования пройдет безболезненно»

– Кажется, что реформа образования сильно повлияет на учебные процессы, в особенности в технических вузах. Готовится ли МФТИ пересматривать образовательные стандарты и определять новую продолжительность обучения по специальностям?

– Система Физтеха оказалась очень устойчивой к различным изменениям не только внутри системы образования, но и к социальным изменениям, которые происходили в нашей стране. По всем ключевым компонентам она сегодня та же, какой создавалась семь десятилетий назад основателями вуза. Мы точно так же каждый год ищем по всей стране и принимаем на 1-й курс самых талантливых выпускников школ. Мы точно так же первые два курса даем им очень глубокий, интенсивный, фундаментальный уровень подготовки по естественно-научным дисциплинам. И точно так же начиная с 3-го курса студенты идут учиться на наши базовые кафедры. Для нас переход на новую систему высшего образования пройдет безболезненно. Мы перейдем на пятилетние программы основного высшего образования, которые будут дополняться либо однолетними, либо двухлетними программами специализированного высшего образования, т. е. магистратурой. И естественно, потом аспирантура. Мы видим, что последние годы из наших выпускников бакалавриата достаточно высокий процент – около 80 – идет к нам же в магистратуру. Потом довольно много выпускников магистратуры переходит в аспирантуру. Я думаю, что эта преемственность обязательно сохранится, она крайне важна, а какова будет конкретная продолжительность той или иной программы, для нас имеет второстепенное значение. Тем не менее мы, естественно, думаем над тем, чтобы сделать подготовку в Физтехе более современной и эффективной с точки зрения достижения максимального результата.

– С сентября этого года все непрофильные вузы будут изучать курс истории. А это для студентов технических направлений, на ваш взгляд, не лишнее?

– В любом российском университете, в том числе в техническом, есть определенный ресурс времени для социально-гуманитарных дисциплин. Очень важно, чтобы этот ресурс был заполнен интересными и полезными для развития студентов программами. Можно сделать курс истории России интересным, а можно неинтересным, можно сделать любой курс либо востребованным со стороны студентов, либо нет. Может быть курс, где преподают классные преподаватели, туда студенты ходят, а можно сделать так, что он читается для галочки: студенты прогуливают лекции, а потом во время экзамена наступает то, что называется халявой. Все знают, о чем идет речь. Наша задача – сделать так, чтобы эти курсы были интересными и полезными для студентов. Это означает соответствующее качество преподавателей, интерактивную форму организации занятий, максимальное включение режима обсуждения. Не когда преподаватели пересказывают какие-то методические материалы – это можно записать онлайн и дать возможность каждому студенту в любое удобное для него время такой курс прослушать, в том числе увеличив скорость [воспроизведения]. Мы знаем: это позволяет сильно экономить время. Это должен быть интерактивный курс, включающий обсуждения и дискуссии, поскольку история России, как и история любой другой страны, состоит из массы фактов, событий и личностей, которые являются неоднозначными. А для университета, готовящего ученых и инженеров, такого как Физтех, такой курс должен включать и историю научного и технологического развития нашей страны. Именно так будет организовано преподавание истории в МФТИ.

– Когда вы были министром, вы также выступали за создание единого учебника по истории – теперь этим активно занимается Министерство просвещения. Почему, отказавшись от этой идеи когда-то, мы снова к этому вернулись в 2023 г.?

– Эти дискуссии происходили около восьми лет назад, тогда речь шла не о едином учебнике, а больше о едином подходе к преподаванию истории. Мы обсудили и утвердили так называемый историко-культурный стандарт, на основании которого авторские коллективы могли создавать свои учебники. Сейчас, я так понимаю, ситуация изменилась, приняты более унифицированные подходы. В любом варианте у вузов есть очень серьезные права, связанные с формированием своего собственного образовательного пространства, уникальной методики курсов не только по социально-гуманитарным дисциплинам, но и по профильным.

«Наш вуз первым вошел в различные санкционные списки»

– Есть ли у МФТИ кафедры, которые открывают совместно с вузом крупные IT-компании, крупные промышленные производства? Кто открыл из крупных за последнее время и кто планирует?

– Модель МФТИ предполагает сетевое взаимодействие с будущим работодателем наших студентов. Сейчас у нас больше 120 базовых организаций, в каждой из которых действует одна, а в некоторых крупных две и больше базовые кафедры. Это кафедры МФТИ, в которых как совместители работают сотрудники соответствующей организации, они организуют учебный процесс, читают лекции, проводят лабораторные занятия, семинары. Это делается, чтобы [базовые организации могли] наиболее эффективным способом готовить будущие кадры для себя. Если в традиционной советской модели, когда Физтех создавался, в качестве базовых организаций выступали в основном институты Академии наук, а также различные прикладные институты и КБ, то уже в постсоветское время в их число вошли и ведущие высокотехнологичные компании, в том числе IT-компании. Сегодня у нас около 20 базовых кафедр, созданных совместно с такими компаниями-партнерами. Я не буду их перечислять, чтобы никого не выделить и не забыть, но это практически все без исключения ведущие компании, работающие в сфере цифровой экономики, так называемые экосистемы, а также специализированные IT-компании и компании финансовой индустрии.

– Как сейчас обстоят дела именно с международным сотрудничеством вуза? Изменилось ли оно за последние два года?

– Та внешнеполитическая ситуация, в которую сейчас попала наша страна, не может не отразиться на университетском сообществе. Отразилась она и на МФТИ. Всем известно, что наш вуз стал первым российским университетом, который вошел в различные санкционные списки. Целью этих решений было ограничить международное общение, информационный и технологический обмен, от которого, как правило, выигрывают все участники. Мы выигрывали и добивались лучших результатов от того, что могли общаться с нашими партнерами из Европы, Америки, Японии, Кореи и других стран. И наоборот – наши партнеры тоже имели преимущества, связанные с этим сотрудничеством. Сейчас значительная часть стран, которые отнесены к недружественным, отказались от сотрудничества – во всяком случае, на формальном, институциональном уровне. На уровне личного общения наших профессоров и исследователей с коллегами из этих стран барьеров практически нет. При этом формальное взаимоотношение и с университетами, и с компаниями из США, Европы, Японии и ряда других стран сейчас либо приостановлено, либо разорвано. Безусловно, это не идет на пользу развитию, и в итоге в проигрыше оказываются обе стороны. Что касается МФТИ, мы сейчас делаем акцент на развитии связей с теми странами, с которыми у России дружественные отношения. Это Китай, страны Ближнего Востока, Латинской и Центральной Америки, те страны и университеты, которые соответствуют по своему уровню технологического или научного развития нашим ожиданиям. Таких новых связей сейчас возникает довольно много.

– В конце апреля появилась информация, что китайский язык может стать обязательным для изучения в вашем вузе, но потом было сообщение, что от этой идеи отказались. Скажите, как вы взаимодействовали со студентами по этому вопросу и не считаете ли вы, что нагрузка бы не позволила им освоить его в полной мере?

– Во-первых, от этой идеи не отказались. У нас сейчас уже функционирует абсолютно новая программа по иностранным языкам, в которой английский язык является основным, первым иностранным языком – это язык современной науки и технологий. А китайский язык – это второй обязательный для изучения иностранный язык. После достижения определенного уровня овладения английским языком каждый студент получает возможность изучать именно технический китайский язык в том объеме, который необходим для чтения технической литературы. Объем технической документации на китайском языке постоянно растет в мире. По некоторым оценкам, уже буквально через пару лет он превысит объем технической документации на английском языке, а это значит, что человеку, который работает в технологическом мире, необходимо разбираться в соответствующих документах. Мы считаем крайне важным, чтобы наши выпускники обладали базовой подготовкой, позволяющей читать технические тексты на китайском языке. Обсуждения со студентами были вызваны тем, что мы предложили возможность изучать в большем объеме китайский язык тем, кто уже был нашим студентом к тому моменту, тем, кто учился на 2-, 3-, 4- и 5-м курсах. Мы предложили им изменить свою программу подготовки по иностранным языкам, уделив больше внимания китайскому языку. Кто-то согласился на эти изменения, кто-то – нет. В результате обсуждения мы дали возможность всем, кто захотел изучать китайский, это сделать, а тем, кто не захотел, следовать традиционной программе. Но уже с 1 сентября этого года для всех первокурсников будет работать новая программа по иностранным языкам, которая будет устроена так, как я сказал.

«Беспилотное движение и робототехника – это технологический фронтир на десятилетия»

– На какие направления вы бы посоветовали поступать абитуриентам, которые хотят прийти в технические вузы? С точки зрения перспективности на рынке труда.

– Сейчас много обсуждений вокруг перспектив технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. МФТИ готовит специалистов к работе в разных секторах цифровой экономики. Это связано не только с IT-сектором, разработкой продуктов и сервисов, программированием, но и с продвижением цифровых технологий, в том числе технологий ИИ, в самые разные отрасли экономики. Глядя на мировой опыт, мы видим, что это очень сильно позволяет повысить эффективность производственных и управленческих процессов. Крайне важно и все, что связано с современными телекоммуникациями. Они дают людям возможность общаться, получать информацию, доступ к большим хранилищам знаний, накопленных человечеством. Мы говорим о беспроводной и спутниковой связи, а также о новом поколении сетей и стандартов, которые сейчас либо только внедряются, либо пока разрабатываются. Перспективно и все, что связано с биомедициной, клеточными и геномными технологиями. У МФТИ здесь очень большое будущее, поскольку современная биотехнология и биомедицина основаны на использовании инструментов и методов физики, химии, компьютерных наук. И безусловно, беспилотное движение и робототехника – это технологический фронтир на десятилетия вперед.

– Тема беспилотных летательных объектов, беспилотного наземного транспорта сейчас имеет большое распространение. Как вы считаете, нужно ли увеличивать число кадров, которые проектируют такие устройства?

– Если говорить в целом о беспилотном движении, то это не только БПЛА, это и беспилотный автомобильный транспорт, и суда. МФТИ занимается всем этим кругом проблем, понимая, что главный стек технологий, который лежит в основе беспилотного движения в любой среде, будь то воздух, вода или поверхность земли, – это так называемое автономное управление. Это способность анализировать внешнюю информацию, позиционировать транспортное средство в меняющейся внешней обстановке, выбирать из возможных наиболее эффективный и правильный способ движения и т. д. Физтех играет ключевую роль в федеральном проекте по перспективным технологиям беспилотных авиационных систем, который сейчас активно обсуждается, финализируется и будет реализовываться начиная со следующего года. Вокруг этого проекта будут собраны лучшие силы разработчиков беспилотных авиационных систем, сконцентрированы основные кадровые программы. Они будут разные просто потому, что требуются разные люди с разным кругом компетенций. Одно дело – это оператор дрона, другое – разработчик технологий беспилотного движения, но так или иначе МФТИ играет и будет играть ключевую роль в развитии этого технологического направления. На наших глазах формируется, по сути, новая отрасль экономики, и это диктует и новые требования к уровню и количеству профессионалов для ее развития.

Московский физико-технический институт (МФТИ, Физтех)

Ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Основан в 1951 г., расположен в г. Долгопрудном (Московская обл.). В МФТИ ежегодно учится около 7000 студентов, а преподает более 80 академиков и членов-корреспондентов РАН – здесь самое большое число академиков на одного студента среди российских вузов.
В МФТИ используется уникальная «Система Физтеха», разработанная основателями института и его первыми профессорами Петром Капицей, Николаем Семеновым и Львом Ландау. Система сфокусирована на глубоком изучении фундаментальных наук в сочетании с активным участием студентов в исследованиях в крупнейших российских и международных научных центрах.
За время существования из МФТИ выпустилось более 36 000 человек, 7150 из них стали академиками и членами-корреспондентами РАН, один – президентом РАН. 6000 получили звание доктора наук, 17 000 стали кандидатами наук. Физтех дал России двух нобелевских лауреатов – Андрея Гейма и Константина Новоселова, трех летчиков-космонавтов и трех министров науки.

– В мае также было сообщение о том, что ученые из МФТИ и МГУ разработали перспективный антибиотик от туберкулеза и стафилококка. Скажите, какие еще разработки в медицинской области ведет ваш вуз?

– У нас активно развиваются различные исследования, связанные с биомедициной, именно с точки зрения использования современных методов физики, химии, математики, материаловедения, компьютерных наук в биомедицинской сфере. Это новые лекарства и технологии, в том числе то, что называется «бионанотехнологии», т. е. использование наночастиц, нанокомпонентов как средств таргетной доставки лекарств. Это и создание новых приборов для биомедицинских исследований как для диагностики, так и для лечения. А в целом ученые МФТИ в год публикуют примерно 2500 научных работ в самых престижных международных научных журналах. Это означает, что каждый день в МФТИ появляется несколько научных статей. МФТИ сегодня – это огромная интеллектуальная фабрика, где усилиями тысяч наших научных сотрудников и преподавателей происходит формирование базы знаний человечества.

«Научное мировоззрение двигает вперед развитие человеческой цивилизации»

– Как, по вашим наблюдениям, в последние годы меняется отношение молодых людей и их родителей к науке? Становится ли это занятие более престижным?

– Что особенно ценно для нас – это интерес подрастающего, молодого поколения к науке и ее результатам как к способу реализации личностных и карьерных амбиций. Мы видим по своим студентам, что это крайне мотивированные, хорошо подготовленные люди, которые понимают, что за современной наукой будущее. Именно научная картина мира, научное мировоззрение – это то, что двигает вперед развитие человеческой цивилизации. Здесь мы можем только констатировать действительно растущий интерес российской молодежи к науке, но нельзя не видеть и проблем. Как я уже сказал, мы считаем, что тенденция снижения числа школьников, которые сдают экзамен по физике или по профильной математике, крайне негативная. Надо делать все для того, чтобы ее изменить, переломить. Мы видим, что очень много надо сделать для повышения качества школьного образования в области физики, математики и информатики. Нужны масштабные кадровые программы для привлечения выпускников лучших российских университетов в качестве учителей по этим предметам в школах. Нужны программы повышения квалификации школьных учителей, которые уже работают в школе и готовы к тому, чтобы повышать свой уровень. Нужны новые меры поддержки для школьников, готовых дополнительно заниматься физикой и математикой в рамках кружков и факультативов, и педагогов, ведущих такие занятия. Такие программы будут развернуты в самое ближайшее время. В том числе для решения этих задач в новом учебном году открывается самый большой в стране детский технопарк при Физтех-лицее им. Капицы, в который МФТИ вкладывается, открывая там научные лаборатории под руководством наших ведущих ученых.

– Считаете ли вы, что для МФТИ важно находиться подальше от Москвы, иметь свой научный городок в довольно спокойном месте?

– МФТИ обладает уникальным кампусом, где студенты не только учатся, но и живут, проводят большую часть своего времени. Это очень большое преимущество, которым мы дорожим. Мы каждому студенту предоставляем возможность жить на территории кампуса и считаем, что очень важно, чтобы студенты были максимально погружены в среду, которая здесь есть, вовлечены в различные коммуникации, которые существуют и внутри студенческой среды, и с преподавателями и научными сотрудниками. Нахождение в этой среде создает очень крепкие и продуктивные горизонтальные связи между студентами. То, что они живут в одном или соседних общежитиях, постоянно общаются, помогает преодолевать трудности в учебе, которых – не будем скрывать – немало. А то, что старшекурсники помогают первокурсникам, формирует широко известное Физтех-сообщество, сообщество выпускников, которые успешны в жизни. Они делают выдающиеся карьеры в любой сфере деятельности, которой бы они ни занимались, будь то наука, или предпринимательство, или инженерная деятельность. При этом они помогают и друг другу, и Физтеху как своей альма-матер.