Григорий Гуров: «Мы элемент государственной системы, который воспитывает гражданина»

Глава «Движения первых» – о том, что «в идеале» в организацию вступят все дети страны
Председатель правления РДДМ «Движение первых» Григорий Гуров/ Евгений Разумный / Ведомости

Летом 2022 г. было сформировано общероссийское общественно-государственное молодежное движение «Движение первых», в которое входят дети и подростки от 6 до 18 лет. Бывший замминистра образования, председатель правления движения Григорий Гуров рассказал в интервью «Ведомостям» о планах и проектах организации, коллективизме и едином федеральном стандарте игры «Зарница».

– Расскажите, чего удалось достичь за год? Сколько участников сейчас в движении?

– Сейчас зарегистрировался 1 млн человек. Это новые ребята, которые сами пришли и изъявили желание быть частью движения. В целом же движение образовали 26 учредителей других организаций. Это, например, «Большая перемена» и «Юнармия», у них есть своя членская база. «Большая перемена» – это около 5 млн участников, у «Юнармии» около 2 млн. Мы не окрашиваем сразу всех членов в «Движение первых». Наша задача – чтобы это было постепенное, добровольное включение ребят, когда они будут идентифицировать себя с движением.

– Какие перспективы по числу участников движения в будущем вы видите?

– Всего в России 18 млн школьников, если брать еще студентов среднего профессионального образования, то потенциально это около 20 млн ребят. Идеальная ситуация, когда в течение 3–5 лет все ребята от 6 до 18 лет станут членами движения. Но это требует времени, требует осмысленности. Наша задача состоит в том, чтобы в этом году до 7 млн ребят включить в орбиту нашей деятельности.

«Мы гордимся, что у нас есть такой опыт предыдущих поколений»

– Современные молодые люди не любят, когда их что-то заставляют делать или присоединяться к чему-то, что им не интересно. Как вы планируете привлекать молодежь?

– С одной стороны, нужно просто предлагать. С другой – это должно быть интересно. Формула простая – делать вместе с детьми, общаясь с ними в современных и актуальных для них форматах. Еще – предлагать работу с наставниками, которые были бы интересны. Ведь у каждого человека есть кумиры, на которых хотелось бы равняться, поэтому необходимо предлагать совместную работу [с ними].

– Членов пионерии называли пионерами. Какое самоназвание у детей из «Движения первых»?

– «Первые». Когда было голосование на съезде [в декабре 2022 г.] за название организации, то там звучали и «пионеры», и «новое поколение» – разные вариации. На самом деле «пионеры» были лидерами. Просто не победило это название. Внутри движения есть несколько региональных организаций, которые являются правопреемниками пионерских организаций. Например, «Пионеры Башкортостана» – ребята называют себя пионерами. Сейчас, когда мы начали развивать международный трек, иностранцы называют нас не иначе как russian pioneers («русские пионеры»).

Григорий Гуров

председатель правления РДДМ «Движение первых»
Родился 31 октября 1985 г. в Ставрополе. В 2006 г. окончил в Ставрополе экономический факультет Северо-Кавказского гуманитарно-технического института
2006
председатель Молодежной палаты при думе Ставрополя
2008
председатель общественной молодежной палаты при думе Ставропольского края
2010
перешел на работу в департамент по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе
2017
перешел на работу в Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)
2020
заместитель руководителя Росмолодежи
2021
заместитель министра науки и высшего образования
2022
председатель правления РДДМ «Движение первых»

Сейчас ребята называют себя «первыми», кто-то называет себя пионером. На самом деле мы ставим [знак] «равно» между «первыми» и «пионерами». Все проекты, которые у нас появляются, – об исследовании нового, о первооткрывателях. Логика в том, что каждый ребенок талантлив, каждый может быть в чем-то первым. Здесь нет вторых.

Когда мы говорим «первые» – это не значит, что мы лучше или выше кого-то. Ты лучше самого себя прежнего в первую очередь. Каждый из нас первый. У вас есть какая-то суперсила, супернавык, которого нет у меня. У меня есть что-то, что я делаю лучше, чем вы.

– Вас часто ассоциируют с пионерами. Как вы в принципе относитесь к этой ассоциации? В чем ваша схожесть и в чем принципиальные отличия?

– Мы, безусловно, другая организация. При этом для нас важно отметить, что мы все-таки полноценные преемники пионерской организации. В какой-то степени мы хотим уйти от нашей общероссийской проблемы: когда мы начинаем строить что-то новое, то говорим, что все, что было до нас, – это было неправильно. Когда мы работаем вдолгую, создавая такую крупную организацию, наша задача – создавать на десятилетия вперед. Идея состоит в том, чтобы она действительно становилась государственной системой, системой воспитательной деятельности. Мы гордимся, что у нас есть такой опыт предыдущих поколений.

– В годы СССР пионерская организация была, так скажем, первым уровнем социального лифта. Например, член совета пионерской дружины в школе потом почти автоматически становился членом комитета комсомола. Из комсомола – в партию. Будет ли «Движение первых» таким вот инструментом отбора людей в правящую элиту?

– Задача формирования такой крупной организации связана с тем, чтобы это было выстраивание этапности и жизненной траектории человека. Ты попадаешь в движение в начальных классах и можешь развиваться в нем. Меняются проекты, меняются твои приоритеты. Ближе к университету у тебя появляется научное направление, взаимодействие с партнерами, ты узнаешь большой блок профориентации, узнаешь о будущей профессии, о вузе, куда можно поступить.

Наши коллеги из Госдумы также внесли изменение в закон, который позволит открывать первичные организации на базе университетов, чтобы школьники могли посещать их до поступления. Чем раньше мы сможем начать показывать человеку, какая траектория в жизни у него может быть в рамках нашего государства, тем меньше ошибок он совершит.

– Может ли «Движение первых» что-то предложить детям на перспективу? Какие вообще возможности в дальнейшей жизни даст ребенку участие в движении?

– Набор проектов движения помогает поступать в вузы. Ты, во-первых, можешь сделать пространство вокруг себя, а во-вторых, поступить в университет или бесплатно или с прибавлением баллов. Проект «Твой ход», который мы делали совместно с Росмолодежью, предполагает грантовые средства на поступление, на образование.

«Наша задача – это коллективное участие»

– С момента ликвидации Всесоюзной пионерской организации им. Ленина в 1991 г. государство не раз предпринимало попытки создать новое движение детей и подростков. Что вас отличает от других организаций?

– Наша государственная задача – формировать для своих граждан набор возможностей и принципов. Если мы говорим в контексте взаимоотношений с остальным миром на фоне спецоперации, то есть четкие суверенные задачи по работе с подрастающим поколением, по формированию понятного и правильного образа будущего, связанного с крепкой семьей, с позитивными отношениями, с формированием набора возможностей.

Российское движение детей и молодежи (РДДМ) «Движение первых»

20 апреля 2022 г. школьница из Севастополя Диана Красовская на заседании наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» обратилась к Владимиру Путину с предложением создать движение, которое объединило бы детей со всей России. Уже 14 июля 2022 г. президент подписал федеральный закон о создании РДДМ в форме общественно-государственной организации. 20 июля в «Артеке» прошло учредительное собрание движения. Учредителями РДДМ выступили 26 крупнейших детских общественных организаций и движений федерального и регионального уровней. Председатель наблюдательного совета – Владимир Путин. Деятельность организации финансируется за счет бюджета.

Если мы говорим о ценностях, то до последнего времени формировалась ценность индивидуализма, индивидуального участия. С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, у тебя может быть потеряна часть, связанная с ощущением себя в коллективе. Набор индивидуалистов – это, конечно, хорошо. Но если у вас есть общая угроза, а нет коллективного ощущения, то возникает уже существенная проблема. Как только началась спецоперация, некоторые уехали из страны. В этом случае уровень патриотизма с уровнем индивидуализма не соотносятся. Для меня странно следующее: почему, если что-то происходит в моей стране, я должен уехать? Какая-то глупость: это моя страна, я считаю себя гражданином своей страны!

Мы один из элементов государственной системы, который воспитывает гражданина с ощущением патриотизма, набором знаний, навыков и активной позицией.

– Какие проекты вы сейчас реализуете?

– У нас сейчас есть 12 направлений деятельности, а также проекты в каждом из них. Их особенность в том, что мы не говорим только об индивидуальном развитии. Наша задача – это коллективное участие, взаимодействие, продвижение коллективных ценностей. Когда каждый из нас понимает, что он развивается как индивид, но есть еще и свой коллектив, сообщество, личная организация. Проект, в котором ты должен участвовать в команде. Это все каскадируется на отношении к семье, сообществу, муниципалитету. Принадлежность может быть национальная и региональная.

Есть набор флагманских проектов, которые реализовались в этом году. Например, «Первая помощь». С одной стороны, это про то, как ты можешь защитить себя и спасти свою жизнь. С другой стороны, этот проект направлен на общество. Когда мы начали обсуждать проект, то посоветовались с волонтерами-медиками, с Российским Красным Крестом.

– Вы активно открываете филиалы – какова структура движения в регионах?



– У нас уже открыто более 20 000 первичных отделений. Наша структура выглядит так: первичное отделение, которое открывается на базе молодежного центра, школы, Дома культуры и других учреждений, где активно растет и развивается ребенок. Затем местный, региональный и федеральный уровень. На сегодня мы создали 89 региональных отделений. В целом у нас будет работать около 6000 сотрудников.

– Сами дети участвуют в руководстве организацией, в управлении, появлении и утверждении новых идей и направлений деятельности?

– Наша задача состоит в том, чтобы движение создавалось самими детьми. Есть формула, которую мы для себя нашли, – делать вместе, а не вместо детей. Самое важное то, что дети сами являются частью системы, которую они строят. У нас есть детские советы, дирекции. И конечно, орган управления – съезд, где ребята сами приняли решение, как себя называть, выбрали миссию, ценности, основные направления деятельности. Когда делаются какие-то проекты, идет постоянная дискуссия с ребятами: что им интересно, что не интересно.

У нас также есть грантовый конкурс. Ребята сами могут делать проекты. Юридические лица, которые подают заявки на грантовый конкурс, должны также представлять проекты, инициированные детьми. Ребята должны принять в этом участие. Не может просто организация заявиться и сказать: «Вот мы делаем хороший проект». Они могут это сделать, но тем не менее заявки поддерживаются больше, если это инициатива самих детей.

– Как формируется бюджет движения?

– Бюджет нашей организации чуть больше 19 млрд руб. Большая часть средств, почти 10 млрд, – это средства для регионов. Очень хорошую помощь нам оказывают субъекты, потому что регионы и губернаторы дают помещения, оборудование для нашей деятельности. Это, по сути, их организации для работы. У нас 2 млрд руб. – это грантовый фонд, около 4 млрд руб. – это работа центрального аппарата, который включает как расходы на финансирование нашей текущей деятельности, так и реализацию проектов, фестивалей, акций, мероприятий.

«Мы включаем в «Зарницу» информационную борьбу»

– Как организована работа движения в новых регионах России?

– Мы работаем в новых регионах полноценно, как в остальных частях нашей страны. Есть также несколько крупных направлений помощи ребятам из новых регионов. На новых территориях есть сложность с библиотечным фондом на русском языке, поэтому мы уже собрали больше 50 000 книг. Наша задача – собрать больше 300 000 книг, чтобы отправить их в разные школьные и общественные библиотеки. К 1 сентября движение подготовило специальные наборы первоклассника для ребят в новых регионах. Вместе с обществом «Знание», платформой «Россия – страна возможностей», Народным фронтом и партией «Единая Россия» собрали все самое необходимое. Рюкзак, дневник, тетради, пишущие принадлежности, наборы для творчества и многое другое получит около 30 000 первоклассников.

Там, где идут активные боевые действия, мы также помогаем: работаем в пунктах временного размещения, обеспечивая детей играми, раскрасками и элементарными вещами. Стараемся быть полезными и помогать семьям с детьми, когда их эвакуировали с линии боевого соприкосновения.

– Патриотическая составляющая – это одно из главных направлений вашей деятельности?

– Патриотическое воспитание – это то, на что направлена наша деятельность. К 9 Мая мы взяли на себя большую акцию «Окна Победы», которая началась еще в 2020 г. К началу Сталинградской битвы мы проводили большое мероприятие в Волгограде. Туда съехались активисты патриотических объединений. У нас есть проект «Хранители истории» – это изучение истории мемориалов, памятных мест в своем регионе и в регионах России, облагораживание памятников. Мы собирались на Мамаевом кургане – тысяча человек, которые со всей страны съехались и понимают, что это такое. Хранить историю, память о подвиге, который был, – это наша государственная задача.

Мы проводим в новом формате традиционную «Зарницу». Раньше у нас в стране было много разных вариантов формата этого мероприятия. Мы столкнулись с тем, что все они разрозненные: каждый сам по себе их проводит. Мы договорились, что будем делать проект в формате региональной и федеральной связки, когда будут единые стандарты. В рамках спецоперации большое внимание уделяется беспилотникам и работе дронов. В «Зарнице» ребята тоже имеют возможность научиться управлять дроном, разбирать его, конструировать. Мы включаем в «Зарницу» первую помощь и еще один важный элемент – информационную борьбу. Работу с фейками, работу с негативным информационным воздействием. У нас есть своя суверенная государственная позиция, при этом всегда есть информационные атаки, которые направлены на граждан нашей страны. С этим тоже нужно работать и отделять достоверную информацию от недостоверной.

– В мае вы заключили соглашение с двумя молодежными организациями Белоруссии. Движение будет в дальнейшем привлекать детей из других стран?

– Мы начали с Белоруссии в рамках Союзного государства. У них работают Белорусский республиканский союз молодежи и Белорусская республиканская пионерская организация. Нам было интересно поехать к ним, обменяться опытом. Мы договорились, что на каждое мероприятие будем звать ребят из Белоруссии. У нас развивается проект «Умей дружить». Мы планируем до конца года подписать более 20 соглашений с разными организациями, в том числе из тех стран, где остались пионерские организации, – Китая, Вьетнама, Кубы.

Готовимся ко Всемирному фестивалю молодежи [в марте 2024 г.] совместно с Росмолодежью. Мы ожидаем около 1000 ребят. 500 человек будут из регионов России, 500 – из разных стран. Сейчас совместно с «Сириусом», так как это будет на их территории проводиться, ведем отбор ребят со всего мира и планируем, что будут подростки более чем из 100 стран.

– Как бы вы описали современную молодежь? Вы понимаете, какие у нее интересы и запросы? Вы присоединяетесь к тем, кто критикует молодежь?

– Это вечный конфликт отцов и детей – это 100%. Иногда ты ловишь себя на мысли, что не понимаешь даже своих родственников из-за разного информационного контекста. Мы отличаемся по восприятию информации, по окружающей нас действительности, даже по месту проживания. Нельзя говорить, что кто-то плохой или хороший. Нельзя ругать детей за то, что они просто другие. Например, если у тебя есть дети, а ты перестал проводить с ними время – то все, вы уже разные люди.

Молодежь по всему миру в общем-то не отличается друг от друга. Вопрос только в отношении взрослых к ним. Важно, чтобы у нас была единая картина.