«МГИМО возвращается в родную гавань»
И. о. ректора Дипломатической академии, проректор МГИМО Сергей Шитьков о том, что изменится после реформы в вузе
Дипломатическая академия МИД России переживает процесс трансформации, которая в январе 2026 г. закончится ее объединением с МГИМО. Таким образом внешнеполитическое ведомство выполняет поручение президента России Владимира Путина. В эксклюзивном интервью «Ведомостям» и. о. ректора Дипакадемии Сергей Шитьков рассказал о том, какой статус приобретет его учреждение после объединения, что изменится для студентов и преподавателей и глобально – в подготовке российских дипломатов.
– Поручение президента не появляется просто так. Это результат многолетней проработки различных решений существующей задачи усиления системы подготовки дипломатических кадров, анализа работы двух вузов в рамках одного министерства, которое отвечает за подготовку международников для государства. И эта работа шла несколько лет. Когда о ее результатах доложили президенту, то весной 2025 г. им было принято решение объединить наши вузы. И это объединение закончится 31 января 2026 г., когда будет создана новая Дипломатическая академия как часть большого МГИМО. Это не исключительный случай: мы далеко не первые, кто объединяется в России.
«Бренд – это ценность, которую нужно беречь»
– Она старейшая и есть. Вы знаете, закончится ее история как юридического лица. Но ведь не ради юридической самостоятельности она создавалась 91 год назад. Я даже больше скажу: когда создавалась Дипломатическая академия, в первоначальном виде она не была юридическим лицом. Тогда такого понятия в его современной правовой трактовке не было.
– Вы правы. Дипломатическая академия не создавалась для того, чтобы принимать на обучение выпускников школ. Дипакадемия существует с 1934 г., сначала она была учреждением по подготовке дипломатических и консульских работников разных уровней – в те времена был колоссальный дефицит кадров в этой сфере. Среди выпускников академии много известных дипломатов, ставших олицетворением советской дипломатической школы. С 1970-х гг. за учебным заведением закрепилось название «Дипломатическая академия», в 1980-е гг. она переехала на Остоженку из здания в Козловском переулке. МГИМО же переехал отсюда на проспект Вернадского. Именно здесь, на Остоженке, учился и Сергей Викторович Лавров, здесь получили высококлассное образование большинство выдающихся российских дипломатов 1970-х годов выпуска. Поэтому можно сказать, что МГИМО – как Крым – сегодня возвращается в родную гавань.
До 2012 г. академия занималась в основном подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации высшего дипломатического корпуса, повышением квалификации действующих дипломатов. Эта функция сохраняется и сейчас. Сегодня международная ситуация меняется невероятно быстро: закрываются диппредставительства, открываются новые, изменяются штатные составы диппредставительств, но появляются и новые направления – страны глобального Юга, Востока, различных регионов, которые требуют большего внимания. И поэтому сейчас особенно важна переподготовка дипломатов, ранее работавших, например, в Европе или в других регионах, дипломатическая активность в которых, так скажем, стала менее интенсивной.
Дипломатическая академия МИД России
Участники (данные компании): Российская Федерация в лице МИД России.
Финансовые показатели (2024 г.):
доходы – 1,04 млрд руб.,
расходы – 1,01 млрд руб.
В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на 2024 г. академии утверждено субсидий из федерального бюджета 549,96 млн руб., в том числе: субсидии на выполнение государственного задания – 430,7 млн руб., субсидии на иные цели (стипендиальное обеспечение студентов, аспирантов и докторантов, выплата стимулирующего характера руководителю, стажировки дипломатических работников МИДов иностранных государств и др.) – в объеме 119,2 млн руб.
Академия является правопреемником Института дипломатических и консульских работников, образованного в 1934 г., и Высшей дипломатической школы, образованной на базе этого института в 1939 г. В течение долгого времени в академии обучались и повышали квалификацию только дипломатические работники, а также ответственные партийные и комсомольские деятели. Начиная с 2010 г. академия стала проводить открытый конкурс для абитуриентов в магистратуру, с 2012 г. – и на бакалавриат и сейчас функционирует как ведомственное высшее учебное заведение. Важнейшим направлением работы академии остается переподготовка и повышение квалификации дипломатических работников.
– Наш статус определен в поручении президента – это особое подразделение в составе МГИМО. Оно будет называться «Дипломатическая академия МГИМО МИД России». Название и бренд сохраняются, трансформация только в расширении и конкретизации функционала. Наработанный десятилетиями бренд – это ценность, которую нужно беречь. Это и наработки в подходах к обучению с учетом соответствующей специфики, и уникальный профессорско-преподавательский состав, научные кадры. Это и судьбы людей. Все это будет развиваться в новом формате. В этом есть логика: сохраняются цели и задачи, которые когда-то возлагались на академию как на единственный вуз по повышению квалификации дипломатических кадров. Делать из Дипакадемии полноценный вуз в составе МГИМО, вуз внутри вуза – такого примера я в целом не припомню. Существуют университетские комплексы, но лично я считаю их менее эффективными, чем единые вузы. Когда-то это было популярно, сейчас – не уверен. Достаточно того, что особый статус академии будет зафиксирован уставом большого МГИМО, где будут определены пределы его компетенций.
При том что в поручении президента есть указание о расширении сферы деятельности Дипакадемии и МГИМО в целом.
– Нам поручили создать единый центр переподготовки кадров для всей страны, чтобы выработать единые подходы и поделиться компетенциями. Международными отношениями ведь занимается не только МИД, но и другие ведомства и учреждения по всей стране. У каждого губернатора есть заместитель или директор департамента, отвечающий за международные связи. Мы будем заниматься их переподготовкой и повышением квалификации. Раньше мы занимались этим факультативно, а теперь это уже государственная задача. Потребность в таком обучении очевидна, запросы на подобные программы уже направили более 80 регионов – один регион прислал заявку аж на 1100 обучающихся.
– Да. Учиться можно онлайн и офлайн, все зависит от задачи, выбранного курса и бюджета. Помимо этого в работе академии найдут свое отражение задачи, например связанные с цифровыми средствами общения, с искусственным интеллектом, многие другие соответствующие современным вызовам и требованиям.
«По окончании обучения все получат диплом МГИМО»
– Факультеты будут едиными. Но у них появятся отделения здесь, в Дипломатической академии: международных отношений, мировой экономики, международного права. Все же в программах двух вузов есть различия, и их нужно выровнять для студентов мягко, бесшовно, как сейчас говорят. Государственные стандарты, конечно, и там и здесь являются основой разработки образовательных программ, только в МГИМО они шире, дают больше возможностей и разнообразия для студентов при усвоении материала. И никто не скажет: «Извини, ты с Остоженки, значит, тебе что-то недоступно». Наоборот, наши студенты получат больше инструментов, чтобы приобрести ту высочайшую квалификацию и качество обучения, которые они получили бы, поступив сразу в МГИМО.
Нам нужно перерабатывать программы, дополнять их, обеспечивать высококлассными преподавателями. Учебные планы в целом будут сохраняться для наших студентов, но при этом мы будем предлагать расширить их, в том числе с обучением в корпусе основного МГИМО.
– 1465 студентов – это бакалавриат, магистратура и аспирантура вместе. В 2025 г. мы набрали последний первый курс, и больше набора на бакалавриат у нас не будет. При этом будут новые наборы в магистратуры, формирование курсов дополнительного профессионального образования. У нас есть специализированные магистерские программы, которых нет в МГИМО. Например, совместная программа со службой финансового мониторинга для экономистов, выпускников бакалавриата экономического управления, программы по культурной дипломатии, что сейчас особенно важно, некоторые другие. По окончании обучения все получат диплом МГИМО.

Сергей Шитьков
– Так как это будет структурное подразделение, то в этом нет смысла. Но все студенты останутся учиться именно в этом здании. По закону мы должны обеспечить им все условия, включая размер оплаты и место обучения, на которые они рассчитывали при поступлении, даже при объединении академии с МГИМО.
У нас очень удобное расположение здания. Я всем говорю, что оно расположено в лучшем месте в стране: метро в 30 метрах от здания академии, Остоженка, Садовое кольцо – это центр, что напрямую влияет на имидж вуза. Ситуация с общежитиями также не изменится: наши студенты будут жить в здании на станции метро «Преображенская площадь».
– Мы делаем ремонт ровно настолько, насколько хватает возможностей и денег. Это здание – памятник истории. Изначально оно строилось для учащихся Катковского лицея. Для них Лев Толстой писал свои сказки и сам читал их ученикам – двое его сыновей учились в этом лицее. В этом здании, например, более 40 раз бывал и выступал Владимир Ильич Ленин. В нынешнем кабинете ректора ранее работала Надежда Константиновна Крупская, чуть дальше – Анатолий Луначарский. Здесь проходил первый Всероссийский съезд учителей, где прозвучал лозунг «Все на борьбу с безграмотностью». Именно здесь в 1930-х гг. участвовал в последних политических дискуссиях во времена своего политического правления страной Иосиф Сталин. Здесь выступали и Хрущев, и Брежнев. Наш президент Владимир Владимирович Путин тоже бывал здесь дважды. Правда, не в качестве президента, но как премьер-министр и как руководитель одного из силовых ведомств. В этом здании были все руководители государства начиная от императора Александра III, за исключением Бориса Ельцина и Михаила Горбачева. Но я не думаю, что из-за отсутствия визитов этих лиц история академии слишком пострадала.
«Бюджет МГИМО в 10 раз больше, чем бюджет Дипакадемии»
– Нет, не надо. Студентов мы ознакомили с предстоящим объединением. Когда оно уже произойдет, нужно будет подписать дополнительные соглашения к договорам. Формально изменится только обучающая сторона: была Дипломатическая академия – станет МГИМО. Никаких привлечений филиалов, массовых переселений и т. д. не будет. Студенты приходили ко мне и спрашивали: «Нас отправят в Ташкент?» Я отвечал: «Зачем? Если только чтобы посмотреть, как там прекрасно учатся студенты МГИМО, попробовать местные блюда, насладиться общением с узбекскими друзьями, а потом вернуться для учебы обратно в Москву». И в Одинцовский филиал МГИМО также никто никого отправлять не будет.
– На сегодняшний день у нас 389 человек всех работников академии. Всем, согласно приказу министра, предложено продолжить работу в МГИМО – преподавателям, научным сотрудникам и административно-учебному персоналу. Отказались переходить в МГИМО немногие, по-моему семь человек. По закону мы не можем (да и не хотим) никого уволить или сократить до завершения объединения, они автоматически станут частью большого коллектива. Если где-то будет избыток персонала, то это не значит, что уволят специалистов Дипакадемии. Все изменения будут происходить строго в рамках закона с соблюдением защиты охраняемых прав и интересов всех работников, включая и специалистов МГИМО.
– Не совсем понимаю, почему кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть. Выиграем все мы, выиграет наша страна. В конце концов, мы для этого и работаем. Надо сказать, что бюджет МГИМО в 10 раз больше, чем бюджет Дипломатической академии. Было бы странно, если бы все было наоборот. Студентов там также существенно больше. Но смысл ведь не в количестве денег на одного студента, а в том, как и на каком уровне их учить, а также какое хозяйство содержится. У МГИМО гораздо больше трат, чем можно представить. Поэтому, когда мой учитель и наш ректор [МГИМО] Анатолий Васильевич Торкунов оказался перед задачей объединения вузов, я уверен, что это вызвало у него обоснованную озабоченность. Это ведь огромное количество проблем, которые нужно решать. Но я уверен на 200%: с его опытом и талантом, с созданным им коллективом он справится. Мы не выигрываем и не проигрываем – мы станем МГИМО. Это единый дом, единая семья. Когда, например, муж и жена выдают замуж ребенка и объединяются две семьи, кто выигрывает? Будущее большой единой семьи выигрывает, вот и всё.
«Непонятно, зачем финансировать конкуренцию между двумя вузами»
– Если скажу, что не знал об объединении, то обману вас. Процесс подготовки шел несколько лет. Сейчас я совмещаю должность и. о. ректора Дипакадемии и проректора МГИМО. Я солдат дипломатического фронта. Министр и мой ректор сказали быть на этом участке фронта, я тружусь здесь. Я благодарен, что и Сергей Викторович, и Анатолий Васильевич высоко оценили мои способности и доверили мне эту непростую работу. Но если завтра скажут перейти на другой участок – пойду туда, там постараюсь приложить все силы для решения вновь поставленных задач. Я не люблю сидеть на месте и не могу «пребывать в рутине». Я люблю МГИМО, люблю свое министерство, в системе которого тружусь с 1994 г. Я люблю свою родину и готов выполнять любые, самые сложные задачи. И Дипломатическую академию я тоже люблю – это моя альма-матер. Я уверен в ее процветании в новом формате.
Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО)
Финансовые показатели (2024 г.):
доходы – 7,99 млрд руб.,
расходы – 7,5 млрд руб.
Является правопреемником Московского государственного института международных отношений МВС (МИД) СССР, созданного в 1944 г. при НКИД (затем МИД) СССР и переданного в ведение МИД России в соответствии с указом президента Российской Федерации от 18.12.1991. Основной кампус МГИМО находится в Москве, кампусы – в подмосковном Одинцове, в Ташкенте и образовательная платформа в Женеве. По данным университета, в 2024 г. в основном кампусе обучались 9282 человека (в МГИМО-Одинцово – 1336, в МГИМО-Ташкент – 459). Доля иностранных студентов – 13%. С 2025 г. открыт филиал МГИМО в Астане (Казахстан).
МГИМО включает в себя 15 факультетов и учебных институтов, Горчаковский лицей и колледж. В МГИМО преподают 55 иностранных языков. МГИМО занимает 650-е место в международном рейтинге QS и 6-е место в национальном рейтинге влиятельности российских вузов RAEX.
– Я бы не употреблял слово «идентичность» – оно слишком общее и расплывчатое. Порой за современными словами и фразами теряется подлинный смысл. Надо ответить на главный вопрос: зачем создавалась и существует Дипакадемия? Точно не для конкуренции с МГИМО внутри одного министерства. Ее основная задача – переподготовка кадров. А последние годы оба наших вуза вели обучение по программам бакалавриата, только на разных стандартах. Один – на государственном, другой – на расширенном, с большими компетенциями и вниманием к студентам. Не думаю, что это шло на пользу решению государственных задач.
– Да, и она была неоправданной: непонятно, зачем государству финансировать конкуренцию между двумя вузами в системе одного узкоотраслевого министерства, вместо того чтобы объединить усилия, готовить специалистов и создать более успешную, мобильную систему переподготовки дипломатов. Особенно тех, кто по известным политическим причинам освобождается на одних направлениях и может применить свой опыт в других регионах.
– По многим причинам. В том числе и по причине того, что проходные баллы были ниже, место обучения в центре, и еще много факторов. У каждого свои причины. У нас ведь тоже очень много детей поступало с высоченными баллами. К тому же некоторые, на удивление, поступали и на договорную основу тоже. Или, например, если отец окончил Дипломатическую академию, то часто и дочь хочет именно сюда поступить. Много причин, каждая индивидуальна.
– Если рассматривается назначение послами и на другие высокие посольские должности, то такие люди проходят наши курсы переподготовки для высшего дипсостава. Они длятся минимум несколько месяцев. После объединения ничего с этим не изменится. Все зависит от того, откуда приходит специалист. Если он всю жизнь работал в МИДе и был руководителем направления, то он уже имеет существенный опыт работы и должен изучить лишь особенности работы и региона, куда направляется.
– Все наши программы актуализируются на постоянной основе. И введены новые по требованию времени: цифровизация в дипломатической работе, гибридные войны, искусственный интеллект, кибербезопасность и многие другие.
– Да, это популярная магистерская программа.
«Собираемся жить так, как мы умеем»
– Я не люблю выражение «мягкая сила», сила не может быть мягкой. Это понятие придумали наши бывшие партнеры из стран «злого Запада», для того чтобы оправдать невоенные способы воздействия на наше мышление и на наш образ жизни. А мы ни на кого воздействовать не собираемся. Мы просто собираемся жить так, как мы умеем, как знаем, что это правильно. Мы открыты миру и готовы демонстрировать эту открытость. Мы на стороне света, на стороне общечеловеческих ценностей.
Мы и до 1994 г. привлекали не только студентов из СНГ, но и со всего мира, включая магистрантов, аспирантов, слушателей. Мы объединяем людей с нашими ценностями, которые отражены в законах, Конституции. Набор стран, откуда приезжают слушатели, меняется постоянно. А еще в 2025 г. у нас возобновил работу клуб послов иностранных государств.
– Наш президент сказал, что у нас нет недружественных стран. Есть недружественные правительства и недружественные элиты. В последних мероприятиях участвовали представители Ватикана, Мальты, Венгрии, Словакии. Все зависит от самих послов и стран. Никто не закрывает двери клуба только потому, что кто-то приехал из «не той» страны.
– По-разному. Их численность на наших мероприятиях доходит до 80 присутствующих. В этом году мы организовали программу Года культурной дипломатии. У нас проходят выставки, свободное общение, лекции культурологического и искусствоведческого характера. Например, мы открыли выставку работ из коллекции Валерия Дудакова «Где цвела Голубая Роза? Покидая Москву». Готовим мероприятие в Музее музыки.
– Дипакадемия будет успешна. Все зависит от требований времени и задач, которые нужно решать. Образовательная программа должна быть живой, мобильной. На международной арене огромное количество вызовов. Нужно быть готовыми ко всему. Наши программы должны будут адаптироваться к новым вызовам. Мы будем готовить специалистов, которые должны не только владеть необходимым набором знаний, но и ориентироваться в профессии спустя годы.