Специальный проект

Арт-банкинг: инвестиции как искусство

Почему искусство становится частью инвестиционного портфеля?

По данным Deloitte, самые состоятельные люди планеты держат примерно 5% капитала в предметах искусства. Это способ диверсифицировать портфель и приумножить средства. За год отдельные картины могут дорожать в 2–3 раза, в долгосрочном периоде — принести сверхприбыль своим владельцам. По расчетам инвестбанка Salomon Brothers, на горизонте 20 лет и более рост стоимости картин старых мастеров обгоняет акции, металлы и недвижимость. Вместе с Газпромбанк Private Banking выясняем, почему искусство становится частью инвестиционного портфеля, какие сложности ждут инвесторов на арт-рынке и как арт-банкинг помогает справиться с ними.

Картины, которые принесли сверхприбыль своим владельцам

Почему инвестиции в искусство стали частью Private Banking

Deloitte не первый год исследует инвестиции в искусство среди UHNWI (Ultra High Net Worth Individuals, частные лица с чистым капиталом более $30 млн). В 2021 году 6% таких людей инвестируют в искусство, 30% — коллекционируют его, а абсолютное большинство — 64% — коллекционируют предметы искусства с учетом их инвестиционной ценности.

Доходность шедевра может обогнать индексы в несколько раз — например, картина Клода Моне «Розовая арка в Живерни» в 1962 г. стоила $65 тыс., а сейчас оценивается почти в $18 млн. Рост 27 000% — почти в 9 раз больше, чем у Dow Jones за то же время. При этом шедевры высшего ценового сегмента — превосходный, стабильный защитный актив. Спрос на них всегда превышает предложение: количество UHNWI растет (на 61% за прошлые десять лет), а мастера прошлого уже не создадут новых картин.

Исполнительный Вице-Президент Газпромбанка Марина Ситнина: «У инвестиций в искусство есть дополнительный плюс: эмоциональный компонент, которого не могут подарить ценные бумаги. Это радость обладания шедевром и осознание социальной значимости своих действий, ведь коллекционер сохраняет художественное наследие для своих потомков и человечества в целом».

По этим причинам 85% финансовых советников, 76% состоятельных людей и 96% специалистов по искусству считают, что предметы искусства нужны в составе инвестиционного портфеля. Однако у арт-рынка своя специфика, и неспециалист может столкнуться с подводными камнями.

Подводные камни арт-рынка

Рынок произведений искусства крайне неоднороден: живопись, скульптура, фарфор, фотографии и т. д. Каждый сектор делится на десятки сегментов по направлениям, странам, эпохам, школам. В каждом сегменте свои тренды, влияющие на востребованность, цену и доходность конкретного предмета. По некоторым оценкам, из всего количества картин на рынке только 10% являются произведениями искусства инвестиционного качества, способными сохранить и приумножить цену.

Эксперты называют сотни факторов, от которых зависит стоимость предмета искусства. Среди них есть и объективные — принадлежность кисти определенного мастера, размер, период создания и др., и субъективные — ценность для теории искусства, провенанс (то есть история владения, отражающая культурную значимость произведения), эстетические предпочтения эпохи и т. д. Но куда больше цена может зависеть от абсолютно иррационального фактора — эмоций конкретного покупателя. Например, в 1990 г. японский коллекционер Рёэй Сайто приобрел на аукционе «Портрет доктора Гаше» Ван Гога за 82,5 млн долларов, установив мировой рекорд стоимости картин на следующие 15 лет и подняв ставку до максимума всего за три минуты. Он сделал это, потому что «увидел в портрете себя». Принципиальная субъективность цены усложняет оценку инвестиций в искусство.

Неприятной неожиданностью для коллекционера могут стать законодательные ограничения на вывоз предметов искусства. В 2018 г. иностранному коллекционеру запретили забрать из Англии картину Уильяма Тернера, которую он купил за 18,5 млн фунтов. А в 2020-м испанские власти оштрафовали банкира на 52 млн евро за то, что он вышел в море на яхте с принадлежащей ему картиной Пикассо.

Арт-банкинг: проводник на пути инвестиций в искусство

Газпромбанк Private Banking предоставляет клиентам услуги арт-банкинга, помогая обойти все подводные камни.

Марина Ситнина: «Суть арт-банкинга в том, чтобы стать для клиента «единым окном» в мир искусства и взять на себя решение всех сопутствующих вопросов. Чтобы приобрести предмет искусства, клиенту достаточно описать свои пожелания, и мы предоставим варианты.

Cвоим клиентам Газпромбанк Private Banking предоставляет полный спектр услуг на арт-рынке: специалисты помогают выбрать предмет искусства, проверить подлинность, договориться о цене, решить правовые вопросы, обеспечить перевозку шедевра, соблюсти условия хранения. Также в арт-банкинг входит управление коллекциями: их продвижение и пополнение согласно заложенным концепциям. При этом эксперты Газпромбанк Private Banking действуют как организаторы и консультанты, которые находят лучших специалистов для решения конкретных задач клиента».

Контакты, налаженные специалистами, долго работающими в крупном банке, помогают решать и более тонкие вопросы — например, обеспечивают клиентам доступ к собраниям с ограниченной посещаемостью или помогают им завести знакомства с крупными экспертами и коллекционерами.

Тренды арт-банкинга. Как инвестировать на рынке произведений искусства

Пути развития арт- и финансового рынков сближаются. Продажи глобализуются благодаря электронной торговле, которой дала импульс пандемия COVID-19. Спектр услуг смещается в сферу, привычную для управления капиталом: 84% инвесторов ожидают от арт-банкинга исследований рынка, 62% — услуг управления коллекциями.

Появляются новые инструменты: долевое владение шедеврами с ценой пая от $20, цифровые NFT-токены, деривативы. Однако состоятельные инвесторы консервативны: 88% из них предпочитают владеть произведением искусства лично — с полной эмоциональной и финансовой отдачей.

Таким клиентам доступны различные инвестиционные стратегии. Одна из них — приобретение картин старых мастеров. Их рыночная цена стабильна: средняя волатильность — 12–14%, а корреляция с S&P500 — 0,23 (в 4 раза меньше, чем у глобального рынка акций). Однако порог входа может исчисляться миллионами долларов.

Другой вариант — найти недооцененный сегмент рынка. Мир сейчас ориентирован на концепцию равных возможностей для всех, независимо от пола и цвета кожи. Это привело к формированию нескольких новых трендов на глобальном арт-рынке. В большинстве коллекций до сих пор преобладали картины художников-мужчин, и сейчас музеи исправляют дисбаланс, заменяя их произведениями, созданными художниками-женщинами. Вместе со спросом растет и стоимость таких произведений — например, картины американки Элен Франкенталер подорожали в 3–6 раз за шесть лет. Скорее всего, в ближайшем будущем повышательный тренд на картины мастеров-женщин сохранится.

Прямо сейчас, в соответствии с концепцией diversity, формируется спрос на картины художников из Африки (Ганы, Нигерии и т. д.), которые до сих пор были не столь интересны коллекционерам. Рынок только начинает выяснять, кого из них считать большими мастерами, и если верно сделать ставку сейчас, можно получить от покупки огромную отдачу.

При любой стратегии выгоднее собирать коллекцию, а не разрозненные предметы. Усилия окупятся: провенанс «из известной коллекции» в среднем в 2 раза ускоряет рост стоимости предмета искусства, на 20% снижает волатильность и заметно повышает ликвидность, поскольку коллекционеры охотнее приобретают известные произведения.

Для чего Газпромбанку собственная коллекция

Газпромбанк стал не только пионером арт-банкинга в России, но и первым корпоративным коллекционером современного (с 1990-х годов) российского искусства.

Обычно через создание коллекций корпорации реализуют свою социальную ответственность в сфере культуры. Так, коллекция Газпромбанка стремится отразить культурный и интеллектуальный срез развития нашего общества, создать наследие для потомков. Она включает произведения 92 художников, но коллекция постоянно растет и развивается. Представлены работы в совершенно разных жанрах и техниках — живописи, рисунке, фотографии, скульптуре, перформансе и видеоарте. Среди авторов этих произведений — и именитые московские концептуалисты, и молодые таланты, которым банк помогает занять достойное место в искусстве: коллекция открывает их работы миру, участвуя в десятках выставок в России и за рубежом. Первую выставку Газпромбанка в Вене за полтора месяца посетили 120 000 человек — для сравнения, венецианская биеннале современного искусства до пандемии принимала 300 000 посетителей за полгода.

Один из важных принципов формирования коллекции — по возможности отдавать предпочтения целостным произведениям и сериям, которые способны отразить всю полноту художественного высказывания автора. Сейчас в коллекции более 300 таких серий и больше 1300 отдельных единиц хранения. Можно считать, что коллекция Газпромбанка получила мировое признание, войдя в топ-80 самых значительных корпоративных собраний мира (Global Corporate Collections, 2015). Газпромбанк также стал первым и пока единственным в Восточной Европе членом IACCCA — престижной мировой ассоциации корпоративных коллекционеров.

Марина Ситнина: «Главный риск инвестиций в искусство — как, собственно, и любых других инвестиций — поспешить под влиянием чужих суждений, наделав ошибок. Учитывая наш опыт в арт-банкинге, я советовала бы действовать по-другому: вкладываться в лучшее из доступных вам категорий, воспитывать собственный вкус и следовать ему, а не гнаться за модой, покупая на «пике». В этом случае коллекционирование принесет не только большее удовольствие, но и большие дивиденды, поскольку, как известно на арт-рынке, «настоящий коллекционер выигрывает всегда».

Газпромбанк Private Banking – частно-банковское обслуживание. Банк ГПБ (АО)

16+

АРХИВ