Специальный проект

Проект «20 идей». Как повысить эффективность работы судов в России

Одним из главных критериев инвестиционной привлекательности страны является развитая судебная система. Однако в России организация этой сферы оставляет желать лучшего.

Вопрос нагрузки российских судов и повышения их эффективности в России является актуальным многие годы. Количество поступающих на рассмотрение дел стремительно увеличивается в первую очередь по гражданским и административным делам. Согласно статистическим отчетам Судебного департамента Верховного Суда, в 2012 году было зарегистрировано в первой инстанции около 3 980 360 дел и материалов, а в 2017 году уже 5 821 463. По данным Европейской комиссии по эффективности правосудия, с 2010 по 2018 год количество судей на 100 тыс. населения в России уменьшилось на 31,6 %. Этот же источник отмечает зарплату начинающего судьи в России в сумме 15 563 евро в год. А в странах, где уровень жизни (по ВВП на душу населения) сопоставим с российским, стартовая зарплата судей оказалась ощутимо выше. Например, в Черногории 21 142 евро, а в Румынии 44 940 евро.

По словам Сергея Крюкова, судебного юриста, в ряде регионов, в основном в Москве, судейский корпус испытывает явный дефицит, судьи работают буквально на износ, они перегружены. От этого зачастую страдает качество принимаемых без надлежащего рассмотрения и расписывания всех доводов решений. Такие решения могут быть впоследствии отменены. Еще один интересный момент, по словам эксперта, – система КПЭ для судей строится в том числе по остатку дел в производстве на конец года: чем меньше ‒ тем лучше. В результате начиная с конца октября закручивается так называемая «новогодняя карусель», когда под разными предлогами суды не принимают, возвращают или обездвиживают иски, при этом массово рассматривают дела, которые уже находятся в их производстве. «В 2019-м году произошла реформа процессуального законодательства, были введены апелляционный и кассационные суды, что несколько повысило качество принимаемых решений: в случае их пересмотра вышестоящими судами, это негативно сказывается на репутации судьи. Тем не менее из-за высокой нагрузки динамика не такая значительная, как хотелось бы», ‒ комментирует Сергей Крюков, подчеркивая важность предложения мер по повышению эффективности судебной системы в РФ. «Для нас, юристов, система понятна, но так как нет единообразия в организации работы судов, то для простых граждан они напоминают хождение по мукам», ‒ говорит он.

Предприниматель и активист Дмитрий Давыдов в своем проекте «20 идей» предлагает варианты таких мер. В этом проекте собраны все его предложения по развитию России:  здравоохранению, образованию, экологии, инвестициям, эффективности госслужбы и так далее. Отдельным блоком выделены идеи, связанные с повышением эффективности работы судей. Дмитрий Давыдов надеется, что эти идеи будут услышаны, и уверен, что в результате воплощения их в жизнь судебная система страны выйдет на качественно новый уровень, что положительно скажется и на инвестиционной привлекательности страны. При этом, по мнению предпринимателя, для этого России можно использовать лучшие мировые практики, опыт других стран, которые выбрали правильный вектор развития.

Кроме того, даже при несоответствии зарплат и постоянно растущей нагрузке квалификация и профессионализм российских судей не уступают их европейским коллегам: исходя из отчета EКЭП, по уровню информатизации и по скорости рассмотрения гражданских (в том числе коммерческих) дел российские суды являются одними из лучших. Таким образом, система судопроизводства имеет все основания стать одной из лучших по всем показателям.

Для этого Дмитрий Давыдов предлагает внедрить следующие изменения.

Во-первых, повысить зарплату судьям всех инстанций и секретарям суда на 30 %. Низкая зарплата может подтолкнуть людей к коррупционным схемам, поэтому зарплата должна быть достойной.

Во-вторых, нужно изменить систему КПЭ, внедрить схему премирования по следующим критериям:

·  сверхурочная работа в будние дни и работа в выходные дни с целью разрешить дело в максимально короткие сроки;

·  качество правосудия;

·  повышение квалификации;

·   количество рассмотренных дел на иностранном языке.

Финансирование такого повышения зарплат и премий можно осуществить за счет увеличения штрафов для правонарушителей. Другим источником может стать повышение судебных пошлин, которые на данный момент относительно низкие по сравнению со странами, близкими к России по уровню жизни.

При взыскании долга в 3 000 евро в России госпошлина составляет 75 евро, но, например, в Сербии она будет уже 145 евро, в Румынии 175 евро, а в Турции 207 евро (данные ЕКЭП). Взыскание этой же суммы долга в других странах с романо-германской правовой системой (помимо вышеуказанных) может превышать российские пошлины в 4‒8 раз: например, в Латвии пошлина составит 353 евро, в Нидерландах 475 евро, а в Швейцарии 646 евро. В среднем по всем государствам ‒ членам организации этот показатель равен 154 евро. Также показатель финансирования судов за счет судебных пошлин в России меньше среднеевропейского: только 16 % расходов судопроизводства покрываются сборами (медианное значение 20 %).

Еще одно предложение Дмитрия Давыдова – внедрить практику «ночных судов» для рассмотрения мелких дел (например, нарушение ПДД, семейно-бытовые вопросы, мелкое хулиганство) в нерабочее время и вынесения решения по ним за один день. Эффективной может стать и практика работы судов в выходные дни или ранним утром. Такой подход разгрузит суды от большого потока дел и их скопления в очереди на рассмотрение. В свою очередь, «ночные суды» или работа судов в выходные предоставят удобства гражданам: возможность участвовать в процессах, не отвлекаясь от работы, и получать решения быстрее.

С помощью этой меры можно добиться, чтобы дело было разрешено в день его подачи. В Сингапуре «ночные суды» проводятся с 1992 года. Заседания проходят после 18:00 с понедельника по четверг. Казахстан заимствовал эту практику у Сингапура в 2018 году и отметил тогда снижение нагрузки на судей на 50‒55 дел в месяц. «Ночные суды» также успешно функционируют в США и Великобритании.

Можно установить и пошлины для судей на длительные судебные слушания для гражданских (в том числе и коммерческих) дел. Для этого необходимо определить «бесплатное» количество дней, которые может занимать слушание в рамках инстанции, и назначить пошлину за каждый дополнительный день/час слушания в зависимости от суммы иска. Таким образом, стороны будут мотивированы начинать слушание только в случае максимальной готовности, а любая задержка по вине истца или ответчика будет оплачиваться. Это может значительно ускорить процесс принятия решения. Подобная практика существует в Сингапуре, где, например, второй день слушаний в апелляционном суде по иску стоимостью свыше 1 000 000 будет обходиться в 6 000 сингапурских долларов.

В результате такой реформы возрастет квалификация судей и их личностная мотивация к исполнению своих обязанностей, сократится вероятность коррумпированности судейского штаба и увеличится популярность этой профессии среди талантливой молодежи. Эти меры позволят ускорить судебные процессы и повысить эффективность судей, что положительно скажется на качестве принятых ими решений. Такая оптимизация работы судов будет выгодна как судьям, так и обращающимся к ним гражданам и организациям.

Все это выведет систему судопроизводства России на качественно новый уровень, что также положительно скажется и на инвестиционной привлекательности страны.