Специальный проект

Как сократить количество ДТП с участием начинающих водителей

Эффективные миры для снижения уровня аварийности

В 2020 году, по данным Госавтоинспекции, произошло более 130 тыс. ДТП, в которых погибло более 16 тыс. человек. Еще 168 тыс. получили различные травмы. В 2021 году динамика схожая: около 90 тыс. ДТП за 3 квартала, в них погибло более 10 тыс. человек. Каждое 11-ое ДТП приводит к летальному исходу. Причины у этих грустных цифр разные. Но нужно отметить, что еще несколько лет назад Госавтоинспекция отметила, что примерно треть аварийных ситуаций на дорогах происходит по вине начинающих водителей. Эту проблему необходимо решать, и создатель проекта «20 идей» Дмитрий Давыдов предлагает ряд эффективных мер для этого.

Для снижения уровня аварийности со стороны неопытных водителей в апреле 2017 года были внесены в законодательство поправки, регулирующие этот вопрос.

Начинающим водителем, согласно действующим правилам дорожного движения, является обладатель водительского удостоверения, выданного впервые не ранее, чем 2 года назад. Такому водителю запрещается:

·         буксировать другое механическое транспортное средство;

·         перевозить пассажиров на мотоцикле и мопеде;

·         ездить без специального опознавательного знака «Начинающий водитель».

Кроме того, обязательно маркировать автомобиль начинающего водителя специальным символом – желтый квадрат с восклицательным знаком. За эти нарушения водитель может быть оштрафован на 500 рублей.

В 2021 году Госавтоинспекция провела анализ аварийности среди водителей со стажем до 2 лет. По данным исследования ведомства, самыми частыми причинами ДТП по вине начинающих водителей являются:

·         несоблюдение очередности проезда перекрестков;

·         непредоставление преимущества другим автомобилям;

·         неправильное расположение машины на проезжей части;

·         несоблюдение дистанции;

·         превышение скорости;

·         нарушение правил проезда пешеходного перехода.

«В процессе обучения необходимо обращать внимание на то, чтобы наши водители понимали, что наличие водительского удостоверения еще не гарантирует им высокий уровень ориентирования в дорожной обстановке», – комментировал данные исследования начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Роман Мишуров.

Рассеянность, неуверенность и незнание всех нюансов ПДД часто являются следствием неопытности

Многие начинающие водители, особенно среди молодого поколения, склонны к необдуманному лихачеству и агрессивной езде. Существующие правила не учитывают все риски, поскольку не сдерживают впервые севших за руль автомобилистов. В России для неопытных водителей действуют весьма гуманные правила, в большинстве случаев такие же, что и для водителей со стажем. Однако если посмотреть мировую практику, в других развитых странах существуют намного более жесткие ограничения, повышающие безопасность на дороге. Для улучшения ситуации в России нужно найти новые эффективные подходы для начинающих водителей.

Дмитрий Давыдов в своем проекте «20 идей» предлагает несколько мер, которые позволят повысить безопасность на дорогах. В проекте собраны все его предложения по развитию России. Дмитрий Давыдов надеется, что они будут услышаны, и уверен, что в результате воплощения этих идей в жизнь многие социальные проблемы в стране будут решены. В первую очередь, по его мнению, для решения любого вопроса нужно изучить мировой опыт и перенимать лучшие практики других стран. В данном случае контроль за вождением начинающих водителей – общая тема для всех.

Отметим, что идеи Дмитрия Давыдова уже получили активный отклик у аудитории «Ведомостей». Мы собрали обратную связь от читателей – письма на адрес special@vedomosti.ru – и получили поддержку и этих идей, и методов их реализации.

В проект «20 идей» включены предложения по разным аспектам: здравоохранению, образованию, экологии, инвестициям, эффективностью госслужбы и многому другому. Также есть идеи, связанные с повышением безопасности на дорогах, с мерами борьбы с пьянством за рулем и повышением качества вождения начинающих водителей.

Начнем с мирового опыта. Так, например, в США, Австралии, Канаде, ОАЭ в той или иной форме существуют системы с «ученическим», временным водительским удостоверением, выдаваемым на определенный срок. По истечении срока его можно обменять на постоянное при соблюдении условий, таких как непревышение лимита по нарушениям или сдача дополнительного экзамена. Водители таких «ученических» удостоверений, как правило, ограничены в своих возможностях по сравнению с водителями со стажем. Количество пассажиров, использование телефона и наушников, перемещение в ночное время – вот примеры некоторых ограничений.

В Италии и Австралии для начинающих водителей установлены скоростные ограничения, согласно которым максимальная скорость для них на 20‒40 км/час меньше (в зависимости от типа дорог), чем разрешенная скорость для опытных водителей. В Италии даже существует ограничение на мощность двигателя для первого года вождения: 75 л. с. на тонну веса легкового автомобиля.

В европейских странах, где, как и в России, существует минимально допустимая норма содержания алкоголя в крови, начинающим водителям установлен заниженный порог. Во Франции для водителей со стажем меньше трех лет норма составляет 0,2 промилле (для более опытных 0,5). Те же самые показатели действуют в Нидерландах, но необходимый стаж вождения для повышения нормы алкоголя составляет уже 5 лет. В Австрии для водителей со стажем менее двух лет допустимая норма составляет 0,1 промилле (при стандартных 0,5). В Италии норма 0,5, но для водителей со стажем менее трех лет, у которых обнаружился в крови алкоголь от 0 до 0,5 промилле, предусмотрен штраф суммой до 663 евро. В Германии опытным водителям закон разрешает 0,3 промилле или 0,5 промилле, если водитель не совершает нарушений. А вот для начинающих действует запрет на алкоголь. Штраф составляет 250 евро. Кроме того, в Германии им вообще не разрешается употреблять за рулем любые напитки, так как это отвлекает от процесса управления. В Швейцарии также для водителей со стажем менее 2 лет действует нулевой порог допустимой нормы алкоголя в крови.

Дмитрий Давыдов считает, что в целях сокращения аварийности на дорогах России следует расширить список ограничений для начинающих водителей, добавив в него ряд мер.

В случае серьезных нарушений, которые, по статистике, чаще всего ведут к созданию аварийных ситуаций новичками, помимо штрафа, направлять начинающего водителя на курс переподготовки, специально разработанный для этих целей. Во время переобучения действие водительского удостоверения приостанавливать. Таким образом, у начинающих автомобилистов не возникнет соблазна нарушить правила, чтобы сэкономить время или полихачить.

Также нужно ввести порог разрешенной максимальной скорости: 90 км/ч на автомагистралях и 70 км/ч на всех остальных дорогах вне населенных пунктов (стандартное ограничение 110 км/ч и 90 км/ч соответственно). Поскольку скорость реакции неопытных водителей, как правило, ниже, то данная мера позволит избежать ДТП с их участием или смягчить последствия. Более того, это будет сдерживать неопытных лихачей, поскольку тогда для них штрафы за превышение скорости будут более ощутимы, чем для опытных.

Кроме того, следует снизить норму допустимого содержания алкоголя в крови до 0,15 г/литр вместо нынешних 0,3 г/литр, другими словами, сократить в два раза аналогичные показатели для измерения количества алкоголя в объеме вдыхаемого воздуха. При концентрации алкоголя менее 0,3 г/литр человек считается трезвым, однако такое промилле для некоторых людей может вызывать легкое расслабление и подъем настроения, что может помешать неопытному водителю полностью сконцентрироваться на вождении и контролировать все риски. Снижение нормы сократит такие нежелательные случаи. Плюс ко всему повысится риск для начинающих водителей быть привлеченным к ответственности за пьяное вождение, а значит, исключит соблазн выпить хотя бы глоток спиртного перед тем, как сесть за руль.

Все описанные выше ограничения, разработанные для начинающих водителей, по мнению Дмитрия Давыдова, несут в себе и важный психологический аспект. Во-первых, начинающий водитель будет чувствовать себя более ответственным, зная, что для него действуют особые правила. В свою очередь, водители со стажем будут более благосклонны к новичку на дороге, понимая, что его вождение обусловлено специальными ограничениями, убежден Дмитрий.

Обозначенные меры считают разумными и обоснованными и эксперты. Так, по словам Николая Тюрникова, юриста, основателя ГК «Правокард», все названные меры повысят концентрацию неопытных водителей непосредственно на вождении. «Практика дополнительных ограничений для неопытных водителей распространена во многих западных странах. Действительно эффективная мера – отправлять на специальный курс переподготовки в случае нарушения ПДД, а  действие водительского удостоверения на это время приостанавливать. Ограничение по скорости для начинающих водителей также выглядит разумным, эту предлагаемую меру можно поддержать. А вот алкоголь, на мой взгляд, вообще лучше исключить, особенно если речь идет о водителях, не имеющих опыта», ‒ комментирует предлагаемые меры Николай Тюрников.

Таким образом, благодаря заимствованию успешного зарубежного опыта по отношению к начинающим водителям, количество ДТП в России с их участием может существенно сократиться. Законодателям стоит обратить внимание на эти предложения, направленные на снижение травматизма и смертности на дорогах.