Специальный проект

Как укрепить ответственность пешеходов на дорогах и снизить смертность из-за нарушения ПДД

Ряд мер для борьбы с нарушениями со стороны пешеходов

Пожалуй, каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда пешеход выскакивал неожиданно из «слепой» зоны вне перехода либо выезжал на велосипеде на пешеходный переход с неожиданной скоростью. В такой стрессовой ситуации водителям удается справиться при хорошей реакции, но многие пешеходы даже не догадываются, чего это стоит. А ведь машина, которая весит несколько тонн, как правило, не может остановиться за секунду. Особенно жуткими в этом плане выглядят случаи, когда автомобиль сбивает детей, которых ведут родители, но детей, в принципе, не видно из-за маленького роста.

Дмитрий Давыдов, автор прорывного проекта «20 идей», способного стимулировать развитие экономики России, предлагает ряд мер, которые помогут укрепить безопасность на дорогах, в том числе связанную с тем, как ведут себя пешеходы.

За последние годы в нашей стране появились сотни тысяч новых камер наблюдения за общественным порядком, в том числе и камеры с системой распознавания лиц, и эта технология сегодня может помочь бороться с нарушениями со стороны пешеходов.

ДТП с пешеходами

Согласно официальной статистике аварийности в 2020 году в России было зарегистрировано около 40 тыс. дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в которых погибло 4,4 тыс. человек и 36 тыс. получили травмы. Большинство фатальных ДТП случаются по вине пешехода, а не по вине водителя. Например, в 2017 году 2,3 тыс. пешеходов погибло по своей собственной вине, а водители были виновны в смерти 1,5 тыс. человек. Это 65 % и 35 % соответственно.

Очень часто, по словам автоюристов, пешеход просто уверен, выходя на переход и даже на зону вне его, что автомобиль его «увидит» и тотчас остановится, ведь он-то знает правила: пешеходов нужно пропускать. К сожалению, это не всегда так ‒ и не потому, что водитель хочет травмировать пешехода или не знает правила.

По статистике, самыми частыми причинами ДТП по вине пешехода в 2020 году оказались следующие:

·         переход через проезжую часть вне пешеходного перехода в зоне его видимости;

·         переход через проезжую часть в неустановленном месте при наличии в зоне видимости перекрестка;

·         нахождение на проезжей части без цели ее перехода;

·         переход дороги на красный сигнал светофора.

По мнению Дмитрия Давыдова, создателя проекта «20 идей» о развитии России, это можно исправить, но вопреки предположениям не только и не столько с помощью штрафных санкций. К слову, российское законодательство уже предусматривает штрафы за нарушения ПДД пешеходами.

Так, за нарушения пешеходами ПДД действующее законодательство предусматривает предупреждение или штраф в размере 500 рублей, если это не создало помех в движении транспортных средств, и штраф 1 тыс. рублей, если помехи были созданы.  Штраф может возрасти до 1,5 тыс. рублей, если был причинен вред здоровью легкой и средней тяжести. В случаях создания ДТП с тяжкими последствиями пешеходу может грозить тюремный срок до 7 лет. Также виновный пешеход может быть привлечен к гражданской ответственности по возмещению материального и морального ущерба.

Несмотря на суровость закона, люди продолжают рисковать своей жизнью, жизнью своих близких и жизнью других участников дорожного движения, выходя на проезжую часть в неположенных местах даже при условии видимости перекрестка или пешеходного перехода или на запрещающий сигнал светофора. Мотивация пешеходов при данном нарушении проста: они хотят сэкономить время на дорогу и не осознают риск для здоровья и жизни, который они создают. Они уверены:   водитель их обязательно видит и может экстренно остановиться. Одной из причин такой халатности является отсутствие должного контроля. Единственным способом привлечь нарушителя к ответственности является оформление штрафа инспектором дорожной полиции. Поэтому зачастую пешеходы смело выбегают на проезжую часть в неположенных местах, если не видят патрульную машину.

Мировая практика

Штрафы за несоблюдение ПДД есть и в других странах мира. Например, в Германии штраф за незначительные нарушения для пешеходов, в частности переход улицы в неположенном месте или на красный свет светофора, составляет 5–10 евро (430-860 рублей). Эта сумма вроде бы невелика, но за некоторые нарушения предусмотрены крупные штрафы. Так, за переход железнодорожного переезда, когда шлагбаум уже закрыт, пешеходу придётся заплатить 400 евро (до 35 000 рублей). Также у немецких водителей могут изъять права, если они едут на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения.

В Китае за нарушение правил пешеходами законодательство предусматривает дисциплинарное предупреждение или штраф в размере 5–50 юаней (до 550 рублей). Во многих городах Китая широко внедряются камеры наблюдения с функцией распознавания лиц для борьбы с пешеходами-нарушителями. Пандемия этот трек только усилила.

В городе Шэньчжэнь и вовсе внедрили систему, которая автоматически штрафует пешеходов. Тот, кто попал на камеру при неправильном пересечении дороги, сразу же получает текстовое сообщение на свой мобильный телефон со штрафом. Более того, на оживленных перекрестках Шэньчжэня установили большие мониторы, которые высвечивают фотографию, имя, фамилию и государственный идентификационный номер нарушителя. Информация о безответственном пешеходе также становится публично доступной через правительственный вебсайт. После запуска электронной системы штрафов пешеходов за нарушения в полноценную эксплуатацию штрафные квитанции стали публиковаться на страницах нарушителей в социальных сетях. Кроме того, факт штрафа влияет на кредитный рейтинг, который рассчитывается для всех граждан Китая. Таким способом власти пытаются пристыдить нарушителя перед общественностью. Только на одном перекрестке в Шэньчжэне за первые 10 месяцев работы такая система зарегистрировала около 14 тыс. нарушений со стороны пешеходов.

«Пешеходы, игнорирующие правила, всегда были проблемой в Китае. Классическими штрафами решить проблему было невозможно. Наша технология позволит предотвратить повторное нарушение: человек не пойдет на красный, зная, что точно получит штраф», ‒ рассказывал тогда в интервью South China Morning Post Ван Юн, менеджер компании Intellifusion, которая занимается системами фиксации нарушений.

В другом городе Китая Цзинане власти не штрафуют пешеходов сразу после нарушения. После того как камеры зафиксировали нарушителя и его фотография вместе с личными данными высветилась на большом уличном экране и в Интернете, полиция контактирует с нарушителем и предлагает выбрать один из трех видов наказания: штраф в размере 20 юаней (220 рублей), прохождение получасового курса по правилам дорожного движения или помощь полицейскому в регулировке движения в течение 20 минут. После внедрения системы распознавания лиц, направленной на пешеходов, количество нарушителей в Цзинане существенно сократилось: с 200 до 20 случаев в день на примере одного из загруженных перекрёстков города.

«Умные» штрафы

Дмитрий Давыдов, автор «20 идей», предлагает внедрить автоматические штрафы пешеходам через использование видеокамер с функцией распознавания лиц. Такие камеры в первую очередь стоит установить на оживленных перекрестках и в тех местах, где зарегистрированы наиболее частые правонарушения со стороны пешеходов. Если нарушение было зафиксировано впервые и не создало помех в движении транспорта, то в качестве профилактической меры и как альтернатива автоматическому штрафу он предлагает отправить нарушителя на обязательное прохождение специально разработанного для этих целей онлайн-курса по правилам дорожного движения. В этом случае система может автоматически высылать нарушителю инструкцию по прохождению онлайн-курса на базе правительственных электронных ресурсов и инструкцию по оплате штрафа, если нарушитель отказывается пройти курс в указанный срок, а за любые последующие после прохождения курса нарушения – автоматически выписывать штраф.

С технологической точки зрения Россия готова пойти на такой шаг. Страна входит в тройку мировых лидеров по количеству установленных видеокамер (после Китая и США). МВД активно внедряет систему распознавания лиц для борьбы с преступностью и правонарушениями. Власти Москвы развивают проект по развертыванию нейросети, которая будет получать данные с камер, обнаруживающих лица и фиксирующих аварии и различные инциденты.

В декабре 2021 года заместитель руководителя столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Дмитрий Горшков рассказал о новом функционале, который в будущем появится у дорожных камер. С помощью этих камер планируют следить за нарушениями ПДД не водителями, а пешеходами, и использовать для этого предполагается технологию распознавания лиц. «Это актуально на загруженных трассах, оживленных перекрестках и местах, где особенно часто случаются подобные правонарушения», ‒ подчеркнул Дмитрий Горшков. Нужно просто отработать алгоритмы для четкого распознавания лиц, а также сформировать законодательную базу. По мнению эксперта, такой опыт позволит добиться практически нулевой смертности на дорогах.  Столица может стать пилотным, показательным регионом для других. Московский опыт по распознаванию лиц также планируется масштабировать и на другие города.

За последние десять лет последовательное массовое внедрение камер по автоматической регистрации нарушений ПДД со стороны водителей на территории всей страны приносит свои плоды. Аварийность в зонах наблюдения видеокамерами снижается. Расширение системы автоматической видеофиксации и на пешеходов выглядит логичным шагом на пути к снижению нарушений по вине этих участников дорожного движения, соглашается Дмитрий Давыдов. «Когда видеокамеры нового поколения будут задействованы в борьбе с нарушениями со стороны пешеходов, появится новый существенный сдерживающий фактор», ‒ подытоживает он.

Таким образом, если государство обратит внимание на предложение Давыдова, то привычка переходить проезжую часть вне рамок ПДД будет постепенно искореняться среди населения. Со временем это положительно скажется на сокращении трагических случаев смертности и травматизма на дорогах по вине пешеходов.

16+