Специальный проект

Как сократить количество ДТП в России по причине лихачества на дорогах

Летальные сверхскорости

Большинство штрафов в России и значительная часть смертельных ДТП – из-за превышения скорости.

Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей», предлагает, как с этим бороться.

Согласно статистике ГИБДД, превышение скорости является самым частым нарушением правил дорожного движения: штрафы за нарушение скоростного режима составляют 85 % от общего количества штрафов в среднем по России, а в Москве и области – более 90 %. При этом динамика неутешительная: в 2020 году количество штрафов по этому виду нарушения составило 124 млн, это на 23 % больше, чем в 2019 году. В 2021 году банк «Русский стандарт» (АО «Банк Русский Стандарт») провел исследование штрафов, согласно которому самым популярным в 2020‒2021 годах был именно штраф на сумму 250 руб. за нарушение скорости, то есть за превышение скоростного режима на 20‒40 км/ч.

Нарушение скоростного режима ‒ не безобидная забава для водителей-лихачей. По статистике ВОЗ, каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 1,3 млн человек и самой распространенной причиной аварий является именно превышение скорости. По данным ВОЗ, с нарушением максимально допустимой скорости ездят 40‒50 % всех водителей. В разных странах по этой причине происходит 30‒50 % смертей в результате ДТП.

Россия не исключение из общемировой статистики. В нашей стране ДТП с летальным исходом происходят чаще всего из-за столкновений, выезда на встречную полосу и наезда на пешеходов, но главной причиной этих ДТП является именно нарушение скоростного режима либо из-за неправильной оценки ситуации, когда водитель движется со слишком большой скоростью, либо из-за умышленного нарушения, например лихачества. В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) неоднократно заявляли о том, что основной причиной тяжелых и летальных случаев на дорогах является превышение скорости.

По данным ИЦ «Безопасный транспорт» ‒ подразделения дептранса Москвы, почти половина автомобилистов, а именно 40 %, каждый год получают штрафы за превышение скорости. 66 % были наказаны за это нарушение хотя бы раз. В течение года каждый автомобиль в России штрафуют за превышение скорости в среднем 2‒3 раза, то есть для отечественных водителей – это норма. Половина респондентов опроса ИЦ «Безопасный транспорт» позволяют себе иногда превышать скоростной режим.

Очевидно, что ситуацию необходимо преломить, разработав и внедрив эффективные меры борьбы с нарушителями. Интересный подход предлагает Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей», в проекте содержатся идеи о том, как улучшить жизнь в России.

Безусловно, нужно повысить штрафы. 250 руб., штраф за незначительное превышение скорости, для владельцев мощных и, как правило, дорогих автомобилей вообще не ощутимая сумма, и они продолжают нарушать. Кроме того, нужно внедрять технологические решения, и речь не только и не столько о мониторинге ситуации на дорогах с помощью камер. Можно воспользоваться опытом развитых стран и оснастить все автомобили специальной интеллектуальной системой контроля за скоростью – так называемым интеллектуальным ассистентом скорости.

Сейчас в России по распоряжению Президента страны реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», согласно которому к 2030 году смертность на дорогах должна снизиться в 2,7 раза по сравнению с 2020 годом (4 человека на 100 000 населения вместо 10,9). В Евросоюзе показатель смертности на дорогах в 2020 году составил 4,2, но обозначена цель к 2030 году снизить этот показатель вдвое, а в 2050 году свести к нулю. Поэтому Дмитрий Давыдов предлагает перенять европейский опыт в плане противодействия нарушению скоростного режима.

«Умный» контроль скорости

В некоторых странах автомобили уже оснащены таким «умным» контролем скорости. К примеру, максимальная скорость многих немецких автомобилей ограничивается данным решением на 250 км/ч. Первопроходцами тут стали еще в 1987 году бренды Audi, BMW и Mercedes-Benz. Понятно, что это все равно высокая скорость, способная привести к авариям.

Европейская комиссия издала постановление, согласно которому все автомобили, поступающие на рынок от производителей, должны быть оснащены специальной интеллектуальной системой контроля за скоростью, так называемой Intelligent Speed Assistant (ISA). Это «умная» система, она с помощью видеокамеры может считывать дорожные знаки или подключенную через GPS базу данных ограничений скорости. Система предупреждает водителя о нарушении, но также может принудительно ограничить мощность двигателя, предотвращая ускорение выше лимита или постепенно снижая скорость. Согласно Техническому регламенту Евросоюза есть 4 допустимых метода предупреждения водителя о превышении скорости, и хотя бы один из них должен быть установлен:

·        каскадное звуковое предупреждение;

·        каскадное вибрационное предупреждение;

·        легкий обратный толчок педали ускорения;

·        автоматическое плавное снижение скорости.

Первые два метода являются полностью предупредительными и не вмешиваются в управление, выполняя лишь функцию оповещения. При этом сначала должно появиться визуальное предупреждение, и только после отсутствия реакции водителя включается звуковой или вибрационный сигнал. Третий метод сообщает водителю о нарушении через толчок в ногу на педали газа, стимулируя переставить ее на педаль торможения. В четвертом случае автомобиль сам начинает плавно снижать скорость. Система при третьем и четвертом методах вмешивается в процесс вождения, но водитель всегда имеет возможность без усилий обойти ограничение, нажав педаль газа немного глубже, ‒ эта опция предусмотрена для экстренных случаев.

«Умный» помощник призван дать водителю возможность контролировать скоростной режим и не идти на сознательное нарушение. С июля 2022 года в Евросоюзе любые новые модели авто, представленные производителями на рынок, должны быть снабжены системой ISA. А с июля 2024 года будет полностью запрещена продажа и регистрация новых автомобилей без оснащения такой системой.

В скандинавских странах разрешенная скорость в городе – 30 км/ч против российских 60‒80‒90 км/ч. И такой порядок работает. В Хельсинки и Осло в год происходят единичные случаи ДТП с летальным исходом; в Швеции в целом после снижения разрешенной скорости количество смертей сократилось вдвое. Именно в Швеции и выявили взаимосвязь между количеством ДТП и высокой скоростью движения: вероятность смерти пешехода при столкновении с автомобилем на скоростях до 30 км/ч меньше 10 %. При дальнейшем росте скорости эта вероятность быстро увеличивается, при 50 км/ч она составляет уже 85 %.

Решение для России

Дмитрий Давыдов считает необходимым ввести аналогичное обязательство и в России: оснастить все авто «умными» помощниками – системами интеллектуального ассистента скорости. При отсутствии системы предлагается, чтобы водитель платил штраф за нарушение требований к надлежащему техническому состоянию транспортного средства.

Для российских реалий подобное нововведение потребует перестроить весь авторынок, поэтому следует предусмотреть отложенный срок – 3‒4 года. Еще один элемент для облегчения перестройки на новый порядок: интеллектуальный ассистент скорости может быть и встроенным в заводской комплектации, и устанавливаемым отдельно в сервисе. Однако при вступлении нововведений в силу предлагается запретить регистрацию новых автомобилей, если производитель по умолчанию не встроил систему интеллектуального ассистента скорости. В итоге все автомобили в стране будут оборудованы «умной» системой безопасности нового поколения.

Такая мера позволит бороться с лихачами и поможет гражданам, которые превышают скорость ненамеренно, а, скажем, задумавшись, не замечая ограничения скорости. Эти люди смогут избежать ситуации, когда превышение скорости было сделано неосознанно. «Умный» помощник будет давать водителю предупреждающий сигнал, что позволит избежать нежелательных штрафов и сократит случаи быстрой опасной езды в неположенных местах. А вот если и после предупреждения водитель продолжает ехать с нарушением скоростного режима, это будет означать, что нарушение является намеренным, осознанным, водитель превышает скорость специально.

К слову, большинство российских водителей согласны с внедрением ограничителя скорости. Так, 68 % участников опроса «Безопасного транспорта» ответили, что они хотели бы иметь в автомобиле устройство для регулирования скорости. 27 % высказались против, и это были автомобилисты, которые регулярно получают штрафы и превышают скоростной лимит.

Главный же итог предлагаемых Дмитрием Давыдовым мер – снижение числа смертей и травм на дорогах России. Поэтому он рассчитывает, что государство обратит внимание на это предложение.