Партнерский материал
Реклама / ООО «Ньютон Инвестиции»Erid:LdtCK5uav

Инвесторы увидели структуру

У многих квалифицированных инвесторов в портфеле есть структурные продукты

Достаточно новые для российского рынка инструменты – структурные продукты – завоевывают все большую популярность у россиян. Особенно в последнее время, когда после ухода с отечественного рынка иностранных компаний российские эмитенты стали активнее выпускать такие продукты. Прежде всего они интересны квалифицированным инвесторам, которые вложили в такие инструменты 40,5 млрд руб., неквалифицированные же инвесторы – лишь 7,3 млрд руб. Причина ‒ основная доля выпусков имеет статус «квалифицированный», это означает, что они доступны узкому кругу квалифицированных инвесторов. Такие выпуски имеют разнообразие встроенных функций и различный уровень риска. По данным сервиса «Газпромбанк Инвестиции», у многих «квалов» в портфеле есть структурные продукты.

Приход в Россию

Исторически структурные продукты пришли в Россию из западных финансовых структур, которые использовали данные инструменты еще с 80-х гг. Правда, тогда они были прежде всего ориентированы на институциональных инвесторов, которые, в частности, видели в них хеджирующие (страхующие от каких-то рыночных событий) инструменты. Однако скоро с развитием рынка ‒ уже во второй половине 1990-х гг. – эти инструменты начали достаточно массово появляться и в портфелях продвинутых розничных инвесторов. Но широкое распространение среди западных физических лиц они получили лишь в первом десятилетии XXI в. Тогда же они стали продаваться и в России: первоначально в виде зарубежных инструментов, а затем в виде продуктов, выпущенных вне отечественной инфраструктуры российскими финансовыми группами и дающих доступ к определенным рынкам, прежде всего иностранным.

Наиболее популярные у отечественных инвесторов структурные облигации и облигации со структурным доходом в российском правовом поле появились лишь в 2018 г., когда нормативно было закреплено понятие этого нового финансового инструмента. Именно тогда профессиональные участники рынка смогли выпускать структурные бумаги по российскому праву. Уже к концу 2020 г. на счетах россиян объем бумаг, выпущенных отечественными компаниями, почти сравнялся с таковыми, выпущенными иностранными эмитентами, – 213 млрд руб. против 242 млрд руб. соответственно. Еще на 49 млрд руб. в портфелях российских частных инвесторов находилось инструментов, эмитированных компаниями, входящими в одну группу с российским профессиональным участником рынка, следует из статистики Банка России.

Идея материальна

Возрастающая популярность нового финансового продукта была обусловлена тем, что продукт прост для восприятия и имеет премию доходности к рынку ЦБ. При этом есть ряд рисков, которые описаны в документации структурных продуктов и в явном виде обозначаются инвестору. Эти ценные бумаги комбинировали характеристики различных простых инструментов, например таких, как акции, облигации, депозиты или же опционы и фьючерсы, давая возможность получить требуемое соотношение риска и доходности в рамках одной бумаги. Например, популярная у розничных инвесторов структурная облигация состоит из набора инструментов, которые «зашиты» в бумагу и позволяют получить инвестору доходность или повышенную доходность при реализации определенной инвестиционной идеи.

Идеи могут быть различные: это, например, рост или падение котировок выбранных акций, динамика определенных индексов, ставок или же рыночные колебания стоимости валют, драгоценных металлов, реализация определенного события, в частности исполнение или неисполнение эмитентом своих обязательств по облигации, и т. п. То, от чего зависит результат инвестирования в структурный продукт, называется базовым активом. Условия получения дохода по бумаге всегда обозначены заранее.

При этом зачастую структурный продукт предлагает инвестору защиту вложений в полном объеме или частично. Наименее рискованная бумага с полной защитой капитала (также называется облигацией со структурным доходом). При покупке этого инструмента все вложенные в него деньги при погашении вернутся инвестору, даже если инвестиционная идея не реализуется. Правда, при желании инвестора выйти из инструмента досрочно цена при продаже может отличаться от номинала не в лучшую сторону. Но такие инструменты выпускаются с учетом инвестиционной идеи на конкретный базовый актив, что дает возможность обогнать текущую рыночную доходность.

Более рискованный продукт ‒ структурные облигации с частичной защитой капитала. То есть эмитент такой бумаги обязуется при любых условиях вернуть инвестору лишь часть вложенных средств. Но и доходность по таким бумагам в случае реализации инвестиционной идеи обычно выше, чем по структурным бумагам с полной защитой капитала.

Наконец, один из самых популярных среди квалифицированных инвесторов и в то же время самый рискованный инструмент, как и следует из его названия, ‒ это облигация без защиты капитала. То есть инвестор может потерять все средства, вложенные в такую бумагу. Чаще всего это продукты на корзину базовых активов с очень высокими (порой купоны могут быть в два раза выше ставок по вкладам) потенциальными промежуточными выплатами, но при погашении в случае неблагоприятных сценариев на рынке из-за отсутствия гарантий возвратности тела эти продукты могут привести к убыткам.

Защита регулятора

Поскольку структурные облигации являются достаточно сложным продуктом для начинающих инвесторов, ЦБ попытался защитить их от принятия дополнительных рисков. Со второй половины 2021 г. неквалифицированным инвесторам стали доступны (после прохождения тестирования, которое проверяет понимание инвестором основ работы облигаций со структурным доходом) только облигации со структурным доходом, привязанные к лишь одному «простому» базовому активу ‒ например, к стоимости нефти, цене акции или облигации, торгуемой на российской бирже, биржевому индексу, курсу валюты и т. п.

По итогам 2022 г. стоимость структурных облигаций на счетах физлиц сократилась до 460 млрд руб., следует из статистики ЦБ. Впрочем, больше всего снизились вложения в структурные облигации иностранных эмитентов, многие из которых выступали аналогом краткосрочного депозита для состоятельных инвесторов либо имели встроенный опцион на досрочное погашение. К тому же этой динамике из-за изменившейся конъюнктуры способствовал переход профучастников от иностранных инструментов к российским.

Структурные потребности

Впрочем, широкие возможности структурирования продуктов, а также постепенная нормализация рынка вновь подогревают интерес к структурным облигациям. «Мы видим не только восстановление, но даже рост спроса на структурные продукты. В III квартале 2023 г. объем продаж достиг своего максимума за последний год: неквалифицированные инвесторы в 2023 г. приобрели такие активы на сумму 7,3 млрд руб., а квалифицированные инвесторы – на 40,5 млрд руб.», ‒ отмечают в Банке России.

Сервис «Газпромбанк Инвестиции» дает доступ к таким инструментам. Особым спросом структурные продукты пользуются у квалифицированных инвесторов, указывает руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Андрей Ванин. В то же время сервис предлагает выбор инструментов как для квалифицированных инвесторов, так и для неквалифицированных, постоянно расширяя и улучшая линейку продуктов, используя передовые практики на рынке.

По данным ЦБ, сейчас основными базовыми активами по многим выпускаемым структурным облигациям стали отдельные российские акции из первого эшелона или индекса IMOEX. «По продуктам, предназначенным для квалифицированных инвесторов, в качестве базовых активов наблюдаем индикативную взвешенную рублевую депозитную ставку «овернайт» российского межбанковского рынка RUONIA, индекс российского денежного рынка RUSFAR и кредитный риск Российской Федерации, а также индекс S&P500», ‒ отмечают в Банке России (в ответ на запрос «Ведомости. Инвестиции»).

По словам представителя Ванина, на данный момент клиенты сервиса имеют доступ к структурным продуктам с базовым активом, представленным исключительно отечественными акциями и валютной парой «рубль ‒ юань».

«С учетом широкого разнообразия структурных продуктов (по форме выпуска, базовым активам, условиям начисления дохода, сроку погашения) оценить все структурные продукты одним словом как «низкодоходные» или «высокодоходные» не считаем возможным. И следует учитывать, что, приобретая структурный продукт, инвестор покупает в первую очередь вероятность получить доход выше депозита, а оценка этой вероятности по разным структурным продуктам варьируется», ‒ отмечают в ЦБ.

Ванин дополняет, что сейчас клиенты проявляют интерес к структурным продуктам, базовым активам которых были бы бумаги из «дружественных» юрисдикций. «Однако на данный момент на рынке такие инструменты не представлены или же представлены в очень небольшом количестве и с высоким уровнем риска», ‒ резюмирует он.

Архив