Спорт без зрителей: на чем зарабатывают европейские футбольные клубы

    Пустые трибуны заставляют искать новые источники дохода
    Massimo Paolone / Zuma / TASS

    Эксперты Deloitte подвели финансовые итоги футбольного сезона-2019/20. Пандемия сократила доходы клубов от медиаправ и матчевых дней, зато коммерческая выручка выросла

    Коронакризис поломал футбольную экономику. Суммарные финансовые потери 20 самых успешных команд мира к концу сезона-2020/21 составят более 2 млрд евро – это оценка консалтинговой компании Deloitte, которая ежегодно мониторит футбольный бизнес и недавно выпустила 24-й отчет Deloitte Football Money League.

    В предыдущем сезоне – 2019/20 двадцатка самых мощных клубов, всегда планирующих улучшение финансовых результатов, суммарно сгенерировала на 1,1 млрд евро меньше, чем сезоном ранее. Основные потери связаны с отложенными выплатами за медиаправа – 937 млн евро, а матчевая выручка из-за отсутствия зрителей на трибунах (во второй части сезона) снизилась на 257 млн евро. Однако даже на фоне кризиса коммерческие доходы клубов выросли.

    Да, прибавка небольшая – всего 105 млн евро, или 3%, в сравнении с сезоном-2018/19, но сам факт положительной динамики добавляет уверенности всей индустрии: грамотная работа за пределами футбольного поля и поиск новых способов монетизации обеспечивают финансовый рост в любых обстоятельствах.

    Контракты с экипировщиками

    Крупнейшие клубы мира все настойчивее в переговорах с поставщиками спортивной одежды. Команды, обладающие большой аудиторией по всему миру, воспринимают Nike, Adidas и другие бренды не просто как технических партнеров, но видят в сотрудничестве новые возможности для заработка.

    Например, в 2020 г. вступило в силу соглашение «Ливерпуля» с Nike, которого клуб добивался через судебное разбирательство. Предыдущий партнер, New Balance (NB), настаивал на продлении (по контракту могли повторить условия другого претендента и продолжить сотрудничество), но суд учел более разветвленную розничную сеть Nike, признал, что их предложение выгоднее, и снял обязательство продлевать контракт с NB. В сезоне-2019/20 «Ливерпуль» (5-е место, общая выручка – 558,6 млн евро) нарастил коммерческий доход с 211 млн до 243 млн евро во многом благодаря новому партнерству и первому за 30 лет чемпионству в Англии.

    Мадридский «Реал» переподписал соглашение с многолетним партнером – Adidas: раньше клуб получал 52 млн евро в год, теперь – около 120 млн евро. Полгода действия контракта в сезоне-2019/20 помогло поднять показатели коммерческой выручки с 355 млн до 384 млн евро.

    Миланский «Интер» (14-е место, общая выручка – 291,5 млн евро) в начале сезона-2019/20 поддержал итальянский тренд, заданный «Ювентусом» в 2018 г.: отказался от фиксированной выплаты за реализацию лицензионного товара от Nike, чтобы контролировать продажи самостоятельно. В первом сезоне выручка ожидаемо упала, но клуб считает шаг необходимым для успеха в долгосрочной перспективе.

    Новая роль стадиона

    Клубы, владеющие стадионами, стараются использовать их как можно чаще, в том числе для других спортивных cобытий. Например, «Тоттенхэм» (9-е место в рейтинге Deloitte, общая выручка – 445,7 млн евро) нарастил и matchday-доходы, и коммерческую выручку благодаря переезду на новую арену с 93 млн до 108 млн евро и со 152 млн до 183 млн евро соответственно.

    Кроме домашних игр «Тоттенхэма» стадион осенью 2019 г. принял гастрольные матчи американской НФЛ. На 2020 г. были запланированы регби, бокс и другие мероприятия – они отложены. Во время первой волны пандемии «Тоттенхэм» передал часть помещений стадиона местному госпиталю.

    Подход лондонского клуба – ценный пример разнопланового использования современной инфраструктуры, он особенно актуален для России, где чемпионат мира 2018 г. оставил много новых стадионов.

    Мода на футболе

    Продвинутые клубы ищут новую аудиторию и дополнительные каналы продаж на стыке спорта и массовой культуры. Один из самых успешных в этом направлении – французский «Пари Сен-Жермен» (ПСЖ) (7-е место, общая выручка – 541 млн евро). Многолетний лидер чемпионата Франции создал узнаваемый фэшн-бренд и регулярно выпускает коллекции одежды.

    Например, в январе 2021 г. вместе с четвертым, розово-черно-фиолетовым, комплектом игровой формы в продаже появились худи, штаны и другие товары, 17 февраля в линейку добавят кроссовки, созданные совместно с суббрендом Nike – Air Jordan. Кроме того, летом 2020 г. ПСЖ подписал 10-летний контракт с крупнейшим в мире онлайн-магазином спортивных товаров Fanatics.

    Непрофильные проекты

    Туринский «Ювентус» (10-е место, общая выручка – 397,9 млн евро) активно осваивает непрофильные направления бизнеса. Среди недавних проектов – J Hotel, собственная гостиница рядом со стадионом, где команда проводит домашние матчи. В отеле на 138 номеров разного уровня размещаются футболисты перед матчами, но комнаты доступны и для обычных бронирований. Можно выбрать спецпредложение: в стоимость (от 250 евро/ночь) входит футболка игрока «Ювентуса», которая будет ждать гостя в номере.

    Финансовые показатели отеля не раскрываются, однако благодаря дополнительным источникам дохода «Юве» смог добавить 3 млн евро коммерческой выручки.