Теперь трансляции и хайлайты можно делать без людей: искусственный интеллект справляется лучше

    Получается больше контента, на котором проще зарабатывать
    WSC Sports

    Современные технологии все чаще находят применение в спортивных трансляциях. Владельцы прав на большие турниры стремятся создавать больше видеоконтента, чтобы эффективнее на нем зарабатывать, а организаторы менее статусных соревнований хотят производить трансляции с минимальными затратами времени и сил. Обе задачи помогает решать искусственный интеллект.

    Автомагическое решение

    Автомагически – вот ключевое слово, которым компания WSC Sports уже несколько лет описывает принцип своей работы. Словарь Urban Dictionary трактует термин так: «Нечто происходит автоматически, но никто извне не может объяснить, как именно». На самом деле объяснение есть. Технология умеет без участия человека определять, какие эпизоды матча важнее других, и самостоятельно собирает их в видеоролик. Футбол даже не самый яркий пример. Компания стартовала в баскетболе, где результативных действий гораздо больше, а собрать нарезку из лучших намного сложнее.

    Платформа на базе искусственного интеллекта учитывает несколько параметров: как после попадания меняется счет (если сменился лидер – вероятность, что момент ключевой, гораздо выше), какова реакция игроков и болельщиков, выделяет ли момент голосом комментатор и т. д. Во время матча создается лист приоритетов – самые важные моменты наверху, остальные ниже. Все эпизоды промаркированы: какой игрок в центре внимания, какого типа это момент (ключевая атака, яркое действие в обороне и т. д.). Дальше в зависимости от задачи можно сформировать ролик. Например, упаковать лучшие моменты матча в пять минут.

    В 2015 г. компания WSC Sports – тогда еще на стадии стартапа, в который на взлете вложили $1 млн, – пришла со своей идеей в НБА. С тех пор проект разросся, охватил другие лиги, привлек $12 млн инвестиций осенью 2016 г. и еще $23 млн через три года.

    Во время чемпионата Европы по футболу компания сотрудничала в основном с вещателями – из США, Латинской Америки, Африки и Азии. На каждом рынке у бродкастеров свои приоритеты, объясняет в разговоре с «Ведомости. Спортом» глава WSC Sports в Центральной и Восточной Европе, России и Китае Итай Эпштейн. «Мы помогаем владельцам прав зарабатывать, потому что даем возможность производить больше контента, – добавляет он. – Наши партнеры получают доступ к удобной и простой в использовании системе, а дальше уже сами извлекают ту пользу, которую хотят».

    Один из ярких примеров – крупнейший норвежский телеканал NRK, который по ходу чемпионата использовал продвинутое решение в стиле Instagram Stories. Этот видеоформат легко интегрировать на сторонние площадки: например, если в Норвегии искать что-либо связанное с Евро через поисковую систему, прямо на странице появится кнопка для запуска видео с участием игрока или команды, которую человек ищет.

    «Недавно у нас появилось собственное решение для монетизации: встроенная система для подключения автоматического показа коммерческих роликов», – добавляет Эпштейн. Итоги Евро компания еще не подвела, но текущие показатели, по словам Эпштейна, превосходят ожидания.

    После Евро-2020 компания намерена сосредоточиться в том числе на услугах для рынка букмекеров – так как проект стал узнаваемым на американском рынке, ему особенно важно поймать волну легализации беттинга в США.

    Кроме того, WSC в поисках альтернативных источников выручки – как для себя, так и для клиентов – предлагает обрабатывать еще и видеоархивы. Это недооцененный контент, считают в компании. При этом давние материалы, как правило, плохо размечены, и на ручную работу с ними (чтобы найти и вычленить нужное) уходит слишком много сил.

    «Где подписать?»

    В России у WSC Sports два объявленных клиента: OTT-сервис Okko Спорт (владеют правами на показ Английской футбольной премьер-лиги, Кубка Италии и других турниров), а также баскетбольная Единая Лига ВТБ.

    «Чтобы внедрить алгоритм, понадобилось лишь подключить WSC к нашей системе статистики и видео, – рассказывает «Ведомости. Спорту» руководитель медиадепартамента Единой Лиги ВТБ Максим Абрамов. – Настоящим хитом стали матчи в формате Condensed – это сокращенная до 10 минут версия игры, в которой исключены паузы, промахи, штрафные, а есть только попадания, только хардкор». Абрамов не скрывает удивления: с возможностью автоматически монтировать и быстро выпускать такие хайлайты появился новый тип контента – и по популярности на YouTube он превосходит стандартные 1,5-минутные нарезки, на которые делали ставку раньше.

    «Технология WSC Sports подразумевает автопостинг контента: с заранее установленными настройками и разрешением, – поясняет Абрамов. – Даже название ролика программа генерирует самостоятельно. Это очень удобно в лайв-режиме, когда несколько матчей идут одновременно и рук на все просто не хватает. При этом мы отслеживаем все действия программы, наши видеоредакторы помогают алгоритму. Если видим, что стоит добавить конкретные повторы момента, наложить музыку, делаем это вручную».

    Лига начала сотрудничать с WSC в сезоне-2020/21 и уже видит эффект: с этим партнерством связывают рост аудитории в соцсетях на 20%. На 800 000 выросло число просмотров видео: дело и в более оперативном выходе традиционных форматов, и в росте количества выпущенных роликов – вручную такое было бы не осилить.

    «Как только нам показали возможности программы и за три секунды сгенерировали лучшие моменты Луки Дончича за сезон НБА, переговоры перешли в разряд «где подписать?», – говорит Абрамов и анонсирует план в сезоне-2021/22 привлекать спонсоров под конкретные видеорубрики, контент для которых можно создавать автоматически. – WSC Sports только заходит на российский рынок, в первом сезоне нам предоставили промотариф, сейчас идут переговоры о заключении контракта на четыре-пять лет. Если нам удастся заинтересовать таким контентом спонсоров, алгоритм будет особенно востребован».

    Люди больше не нужны

    Идея транслировать спортивные события без участия людей развивалась и до пандемии, но во время локдаунов стала особенно актуальной: когда организаторам жестко лимитировали персонал на арене, предложения по автоматизации процесса, например от израильской компании PlaySight, оказались еще более востребованными.

    Система работает так: человек приезжает на площадку один раз, чтобы установить камеру (или несколько), а использовать ее дальше можно удаленно. Алгоритм понимает, что именно происходит на поле, площадке или корте, распознает движения и игровые ситуации – в зависимости от этого переключаются камеры и формируется трансляция. Система монетизации тоже есть: например, можно продавать доступ к записям с конкретной точки.

    Кроме стриминговой предусмотрена и аналитическая конфигурация системы PlaySight – ею уже пользуются 13 клубов НБА (первым подключился «Голден Стейт», затем «Торонто», «Детройт», «Финикс» и др.), а также американские колледжи, европейские клубы и спортивные объекты разного уровня в 35 видах спорта. Кроме того, у PlaySight есть готовое решение для системы ВАР – оно в десятки раз дешевле, утверждают в компании, чем услуги нынешних поставщиков ФИФА, УЕФА и топ-лиг.

    Идея PlaySight принадлежит ITспециалисту из России: Евгений Хазанов в юности переехал в Израиль, отслужил в местной армии, поработал в фирме, ориентированной на военный заказ, а затем с двумя коллегами запустил собственный проект.

    «Я работал в компании, которая сотрудничала с летчиками, – вспоминает в разговоре с «Ведомости. Спортом» Хазанов. – Была проблема: пилот совершал в воздухе маневры, а после приземления объяснял все на словах. Довольно странно и неудобно. Со временем на самолетах стали устанавливать симулирующие (например, запуск ракет, выстрелы) системы – для фиксации и последующей реконструкции действий пилота в полете. Мы с партнерами решили пробовать то же и в спорте. Один из них, кстати, бывший военный и летчик, другой служил в танковых войсках».

    Трансляция из чемоданчика

    Проект начинался с тенниса. В числе партнеров и инвесторов PlaySight – Новак Джокович, Пит Сампрас, Билли Джин Кинг, Крис Эверт, Ана Иванович, Томми Хаас и др. В общей сложности компания привлекла более $20 млн. «Мы поставили систему в одном из теннисных клубов, а его директор знаком с Новаком Джоковичем – он нас и свел, – вспоминает Хазанов. – Новаку понравился наш проект, он решил инвестировать, после этого и с новыми партнерами стало проще. Сам Джокович не только вложился, но и использовал PlaySight в своих тренировках, формулировал пожелания по доработке и улучшениям».

    Еще на старте проекта в 2010 г. его задумали как массовый. В теннисе тогда уже использовали системы hawk-eye для просмотра спорных попаданий, но они были доступны только крупным турнирам из-за дороговизны. Система под ключ стоила около $300 000, арендовать ее на один корт для одного турнира – $50 000, устанавливать оборудование требовалось за неделю до начала. Создатели PlaySight понимали: чтобы выдержать конкуренцию, нужно тщательнее прорабатывать технологию – это позволит держать комфортное соотношение цена/качество и работать с широким кругом клиентов.

    Первая версия PlaySight – для тенниса – появилась в 2013 г., а через два-три года в компании осознали: технология подходит и для других видов спорта. Причем расширения спектра хотели сами пользователи: баскетбольный тренер в колледже заметил систему на теннисных кортах и обратился с вопросом, существует ли подобное решение для его вида спорта.

    Благодаря адаптивности технологической платформы компания в течение года расширила функционал с тенниса до десятков видов спорта. Идею удобной видеозаписи подхватили клубы НБА: они стараются оперативно внедрять инновационные решения, чтобы оптимизировать работу, к примеру в лайв-режиме записать тренировку без участия операторов и монтажеров.

    Такую же систему камер можно использовать и для автоматического продакшна трансляций: во время съемки идет трекинг, алгоритм понимает, где находится, например, мяч, и перемещает за ним фокус камеры. «Популярна и наша переносная система – чемоданчик, в котором все необходимое для съемки, – добавляет Хазанов. – Все хотят трансляции своих матчей – но не только домашних, где установлена стационарная система, но и выездных, даже на не оборудованной арене. Такого чемоданчика достаточно, чтобы все организовать на гостевой площадке. Это очень просто, справится любой игрок или тренер команды». Установка стационарной системы PlaySight стоит дороже рабочего дня традиционного продакшна, признает Хазанов. Но система служит не один день, так что затраты быстро окупаются, а в итоге получается приличная экономия.

    Другие материалы в сюжете